Черты и резы древних. Русские руны - черты и резы

Сколько известно различных историй о том, как были раскрыты таинственные шифры, запутанные надписи, непонятные знаки! Обычно в этих историях логики, интуиция, наблюдательность помогают обнаружить несметные сокровища или раскрыть преступление.

О поисках ключей к шифру, попытках прочесть загадочную надпись пойдет речь и в этом номере «Вокруг света». У наших рассказов те же «главные герои» — логика, интуиция, наблюдательность. Но здесь они помогли ученым открыть смысл знаков на глиняном кувшине, нанесенных нашим далеким предком многие и многие столетия назад, разгадать письмена тысячелетиями молчавшего языка, дарят миру непрочтенные пушкинские строк.

Об их расшифровке рассказывает директор Института археологии АН СССР, академик Б.А. Рыбаков

Увлекательнейшей задачей историков культуры является расшифровка древних надписей, раскрывающая иногда историю целых народов и государств. Но письменности в прямом смысле слова, как мы знаем, предшествовал длительный период рисуночного письма, выражавшего в определенных символах мысли древних людей. В этой области еще больше загадок; есть свои особенности в самой расшифровке таинственных письмен, где не обязательно знать язык тех людей, а достаточно разгадать смысл символических знаков. Многое из этой первобытной письменности вошло в народный орнамент, и смысл знаков уже давно забылся: волнистая линия обозначала воду, волну; круг — солнце; косой крест — огонь, костер; схематические рисунки растений — землю, плодородие, жизнь и т. д. Теперь мы только любуемся сочетанием различных фигур, а наши далекие предки «читали» их как магические заклинания.

В одной старинной рукописи сохранилось упоминание, что до появления «настоящей» письменности в IX веке славяне «чертами и резами считали и гадали, находясь в язычестве». «Резы» — это, очевидно, счетные зарубки на палках-бирках, дожившие в неграмотной русской деревне до XIX века. «Черты» для гаданий — символические рисунки, при помощи которых гадали об урожае, о судьбе.

Несколько лет назад экспедиция под руководством известного ленинградского археолога М. А. Тихановой проводила раскопки на Волыни. Неподалеку от села Лепесовки были найдены остатки древнего святилища, так называемой Черняховской культуры (II—IV века). Алтарь святилища был сложен из больших глиняных чаш. И по венчику одной из них шел узор: двенадцать прямоугольных рамок, в которых заключены были какие-то рисунки, составляли полный круг.

М. А. Тиханова любезно предоставила мне свои находки для публикации, и я предпринял попытку расшифровки этих знаков. Ключом к расшифровке явилось число 12. Самые главные языческие гадания производились под Новый год, когда заклинали судьбу на все двенадцать месяцев предстоящего года. В новогодних празднествах фигурируют двенадцать снопов, вода из двенадцати колодцев, двенадцать старцев, возглавляющих празднества...

Я предположил, что двенадцать прямоугольников на венчике чаши являются символом двенадцати месяцев года. Но эта гипотеза могла начать жить только в том случае, если бы удалось отождествить рисунки в этих прямоугольниках с определенными месяцами.

В трех прямоугольниках были выбиты кресты. Историки издавна называют такие кресты языческими. А не соответствовало ли расположение этих крестов трем языческим праздникам, которые были связаны с фазами солнца и отмечались в январе, марте, июне?.. По тому порядку, в каком были расположены прямоугольники с крестами, можно было заключить, что отмеченные таким способом прямоугольники соответствовали именно этим месяцам.

Еще в одном из прямоугольников было изображено земледельческое орудие — рало, в другом — колосья. Вспомним, что пахота на Украине начинается обычно в апреле, колосья вызревают в августе. Рисунки были расположены именно в этой последовательности, между ними был промежуток, точно соответствующий числу месяцев, отделяющих апрель от августа.

Теперь уже можно было отстаивать предположение о том, что лепесовские чаши из святилища — древний календарь с символическим изображением двенадцати месяцев, предназначенный, вероятно, для новогодних гаданий во время зимнего солнцеворота.

Внимание привлекало то, что июнь, в котором праздновался языческий праздник Ивана Купалы, на «календаре» из Лепесовки был обозначен не одним языческим крестом, а двумя.

Вслед за лепесовской чашей я занялся расшифровкой сложной системы знаков на знаменитом глиняном кувшине, найденном вблизи Киева в селе Ромашки. Эта находка была сделана еще в 1899 году в слое IV века. Керамический кувшин средних размеров, предназначавшийся скорее всего для хранения воды, вместо обычного орнамента был украшен двумя рядами каких-то значков — квадратов, крестов, волнистых линий... Некоторые из них напоминали изображение серпов, колосьев... С какой целью нанесены они были на кувшин, в чем был их смысл?

На «ромашкинском» кувшине в числе других рисунков были изображены молодое деревцо, два креста и круг с шестью радиусами, так называемый «громовой знак».

Все эти и другие символы входили в верхний ряд загадочного орнамента. Под ним, явно связываясь с верхним, шел другой ряд — ряд, состоящий из девяноста шести квадратиков и волнистых линий, расположенных в совсем уж замысловатом порядке.

Какой смысл таила в себе последовательность знаков нижнего ряда?

Я предположил, что квадратики обозначают дни. За основу отсчета лучше всего было взять «громовой знак», символизирующий, вероятно, праздник грома и грозы, — летописи донесли до нас его точную дату, 20 июля (Здесь и далее даты приведены к современному календарю. — Прим. ред.). Но как проверить такое предположение? Из летописей известна и дата другого древнерусского праздника — дня Ивана Купалы. От праздника грома он отстоит на 27 дней. В верхнем ряду кувшина этот июньский праздник обозначен двумя крестами. И что же, число квадратов нижнего ряда «между» ними составляет ровно... двадцать семь. Что это, простое совпадение?

Есть и другое доказательство. Известно, что празднику Ивана Купалы, обозначенному на кувшине двумя крестами, предшествовала так называемая «русальная неделя», состоящая из шести дней. Но вплотную ко дню Купалы на календаре в нижнем ряду примыкает выбивающаяся из обычного ряда «гирлянда» квадратов, их ровно шесть. И наконец, последнее в звене доказательств. Один из квадратов стоит прямо под значком, напоминающим дерево, предположительно символом праздника Ярилы. Единственное летописное свидетельство о дате этого праздника, часто подвергавшееся историками сомнению, называет день 4 июня. И если подсчитать, квадрат под деревом стоит точно на месте 4 июня...

Итак, на «ромашкинском кувшине» очень точный календарь. Сомнений в этом уже не могло быть. Календарь, начинающийся, как нетрудно было подсчитать, 2 мая и кончающийся 7 августа.

Мне пришло в голову сравнить известные сегодня вегетационные сроки созревания на Украине яровой пшеницы и ячменя с «агротехническим календарем» кувшина. Около 2 мая появляются первые всходы. 20—30 мая пшеница выходит в трубку — в этот период растениям необходимо много влаги. И на календаре из села Ромашки прямо над квадратиками, обозначавшими именно эти дни, в верхнем ряду рисунков располагались отчетливые волнистые линии. Линии, явно символизирующие дождь...

11—20 июня — колошение. И в этот период растениям необходимы дожди. И снова над квадратами этих дней расположены те же волнистые линии. 4—6 июля — молочная спелость зерна. Вновь волнистые линии наверху. Наконец, день 20 июля, праздник бога неба. После этого праздника волнистые линии на календаре переходят из верхнего ряда в нижний. Дожди больше не нужны земледельцам — и календарь символизирует «низведение» всех небесных вод под землю накануне жатвы.

Четыре периода дождей на «ромашкинском» кувшине почти точно соответствуют тем четырем оптимальным периодам, когда дожди действительно были нужны яровым хлебам.

В языческих молениях о дожде большую роль играла вода: моления проводились у рек, у «святых» озер, у родников, у ручьев. Кувшин с магическим календарем делал налитую в него воду «святой», и этой водой кропили поля, чтобы «вызвать» дожди, подобно тому как это еще недавно делали христианские священники во время молебнов о дожде.

Увлекшись календарной символикой, я, естественно, стремлюсь понять наиболее глубокие ее корни. Мне кажется, они уходят к земледельческим и скотоводческим племенам бронзового века. Удалось расшифровать (правда, менее надежно) некоторые рисунки из раскопок на Кавказе и в Венгрии. Мышление древних людей везде шло сходными путями.

Что такое черты и Резы славянские? Эти волшебные знаки издревле известны на Русском Севере. Наши бабушки умели читать черты и Резы, видеть в них ответы Родных Богов на свои чаяния. А можно через черты и Резы славянские обратиться к Богам за помощью! О том, как сделать это, рассказываем в книге «Магия славянских Рез Рода» . Но не все секреты в ней! Своим собственным опытом поделилась с нами Анастасия Славяна. Здесь – составленные ей черты, сочетания нескольких славянских Рез для помощи в делах.


О том, что такое черты и Резы славянские узнать можно из нашей книги «Магия славянских Рез Рода»

Славяна - таролог, рунолог, астролог, специалист по эзотерической психологии, автор и ведущая интегральных женских тренингов (психология, энергетика, танцевальная терапия). Практикует целительство Рэйки и славянское целительство «Ладки Живы». Около 10 лет занималась цигун и даосскими практиками, затем перешла в родную, но родственную методику – Славянскую Здраву. В настоящее время изучает и преподает славянские практики, а колода «Резы Рода» – одна из самых любимых в работе. О себе говорит так: «Встреча с Резами - одна из самых главных встреч в моей жизни. Я счастлива, что их мудрость снова с нами, и что я могу быть причастной к передаче величайших знаний волхования и чародейства!»

Важные правила для использования
Магии славянских Рез Рода

В каких случаях можно использовать Магию Рез?
В ситуациях, когда что-то идет не так, с большими трудностями для человека. Но есть определенные правила:

1) Для начала мы должны задать Резам вопросы: «В чем причина моей ситуации (здесь нужно дать своей ситуации название)? Какой урок я должен/должна извлечь из нее?» Трех Рез на каждый вопрос более, чем достаточно. Иногда человек отклонился от дороги Прави, или же просто выбрал не свой путь, не свою цель (на самом деле нужно что-то другое, часто более «хорошее»!). Родные Боги препятствиями и трудностями мягко подталкивают человека к осознанию: «Ты не прав! Поднимись над суетой!». Важно задать самому себе вопрос: «А моя ли эта цель? Что даст мне исполнение желания? Буду ли я счастлив?» .

2) Если же всё сделано правильно, а ситуация никак не сдвинется с мертвой точки, тогда задаем Резам еще один вопрос: «Могу ли я применить Магию Рез как сотворчество с Богами?» . Три резы, смотрим ответ. Обычно ответ трактуется не как «да/нет» , а с учётом советов и подсказок от Богов, чьи Резы вышли на Ваш вопрос. Таким образом мы проверяем своё желание на «экологичность».

3) Если ответ положительный, тогда можно использовать скрипт (начертание трёх или пяти Рез) для помощи в решении проблемы. Выбрав нужный, достаем еще одну Резу: «Каков будет результат?» . Это необходимо, чтобы убедиться, что скрипт выбран верно.

И, наконец, самое важное... Магия Рез – это все-таки в первую очередь декларация своего намерения и энергетический «допинг» от Богов. Ни один скрипт не сделает дело за человека. Важно сотворять свою часть работы и нести за нее ответственность. Поэтому «На Богов надейся, а сам не плошай!» .

Черты и Резы славянские: скрипт для удачной продажи недвижимости и автомобиля

Хочется продать выгодно недвижимость или автомобиль? Помогут такие черты и Резы славянские.

Велес – Ярило – Перун.

Велес помогает заключить сделку, выгодную обеим сторонам, прийти к неожиданному решению, которое устроит обе стороны. Еще Реза Велеса способствует прибыли, чтобы продажа состоялась на выгодных условиях. Ярило помогает сделать дом, квартиру, торговую площадь или автомобиль привлекательным для покупателя, способствует тому, чтобы именно ваше объявление выделилось среди множества других. Перун ведет к победе, и, как быстрый и стремительный по характеру Бог, ускоряет процесс продажи.

Как наносить?

Нанести маслом на дверь, ведущую в помещение или же на капот машины. Обязательно оговариваем тот результат, который желаем.

Черты и Резы славянские: защита бизнеса от конкурентов

Небольшая предыстория: один из моих знакомых никак не мог наладить бизнес. Они работали в большом ТЦ, где в одном помещении работали и их конкуренты. Товар плохо продавался, хоть и было много звонков от клиентов – но все впустую. Покупателям очень нравился их товар, он действительно достойный, но что-то в последний момент останавливало, продажи срывались. А конкуренты постоянно захаживали «в гости», то посмотреть, то пообщаться... В раскладе на Резах вышло, что есть воздействие с той стороны, от мужчины, которое мешает получению прибыли. В результате чистки помещения и использования скрипта пошли продажи, конкурент сначала перестал к ним заходить, потом не мог сидеть спокойно на рабочем месте, а чуть позже вообще сбежал в другое место!

Велес – Перун – Чур.

Велес открывает дорогу к прибыли, помогает договариваться, Перун устраняет препятствия на пути, побеждая стороннее зло, Чур дает защиту.

Сам скрипт был оговорен так: «Мой бизнес защищен от дурного глаза и чужого воздействия. Мой прекрасный товар нравится покупателям и хорошо продается! Все препятствия устраняются!».

Наносим знаки Рез над входом или можно выбрать какое-то место внутри самого помещения. Сами знаки могут быть небольшими по размеру и незаметными для посторонних глаз. Размер шрифта не имеет значения. Можно рисовать фломастером или же любым маслом, если хотите сделать скрипт невидимым для других.

Черты и Резы славянские: скрипт для публичных выступлений

Для публичных выступлений: отчет перед начальством, защита дипломной работы, выступление на конференции и т.д.

Предыстория. У молодой женщины по имени Анна на работе ввели такую систему: что квартальные отчеты для начальства теперь будут защищаться практически как дипломная работа, перед руководством и другими ведомствами. С отчетом у нашей героини все было в полном порядке, но в большом трудовом коллективе всегда возможны и интриги, и зависть, и просто плохое настроение начальника.

Запрос звучал примерно так : легко и быстро рассказать о результатах работы, без лишних вопросов, придирок и «показательных выступлений» недругов.

Результат : сначала мероприятие перенесли на сутки, а потом... Анна сдала свой отчет за семь (!) минут без единого вопроса, получив еще и извинения начальницы, что вообще от нее требуют какую-то отчетность! Для сравнения: предыдущего человека дотошно расспрашивали 45 минут. Комментарий самой Анны: «Это какое-то чудо!» .

Велес – Ярило – Лель и Полель.

Самый лучший переговорщик это, конечно же, Велес. Он находит нестандартные решения, устраивающие всех, и помогает договориться с вышестоящими лицами. Даже если и будут вопросы, Велес поможет правильно на них ответить. Ярило делает человека очень притягательным, обаятельным. Разве можно придраться к такому солнечному человеку? А Лель и Полель усиливают эффект, создавая идеальную деловую репутацию: «Этот человек для нас незаменим!»

Знаки Рез наносятся перед сном любым маслом на левую руку или ногу или на солнечное сплетение с обязательным оговором результата.

Где найти другие черты и Резы славянские?

Приведенные здесь черты и Резы славянские – лишь малая часть нашего опыта. Больше наработок Анастасии Славяны можно найти в других наших статьях.

Представления о том, что Славяне получили свою письменность от Кирилла и Мефодия, а до этого времени своего письма не имели, сегодня опровергаются таким количеством научных фактов, археологических находок, письменных свидетельств, относящихся к самым древним временам, что не остается сомнений: все эти представления намеренно были введены в ранг исторической истины.

На самом деле, древнеславянская письменность исчисляет свой возраст десятками тысячелетий.

Еще Екатерина II в своих записках недвусмысленно утверждала, что «славяне задолго до Рождества Христова письмо имели» . Да и к чести самих просветителей, Кирилл и Мефодий не скрывали, что взяли за основу давно существующие письмена. Правда, они не ведали, насколько давно. Тут стоит привести цитату самого Константина, утверждавшего, что в Крыму (в Херсонесе) судьба свела его с одним славянином, у которого он «нашел там список Евангелия и псалмов, написанных по-русски («росьскы письмены писано»), и он нашел человека, говорящего на этом языке, и говорил с ним, и понимал смысл того, что говорит тот, и, приспособив его язык к своему собственному наречию, он разобрал буквы, как гласные, так и согласные, и, помолясь Богу, стал быстро читать и говорить по-русски» («Пространное житие Константина (в монашестве Кирилла) Философа»).

Современный лингвистический анализ показывает, что и ведический санскрит, и восточные иероглифы, и древнеегипетское письмо, и древнегреческое, да и все современные алфавиты составлены на основе протославянской письменности.

Добавим к этому следующие интересные факты:

· Еще в 1812 году Державин обнародовал два рунических отрывка, которые долго считали подделкой, и только в наши дни выяснилось, что опубликованные тексты – это уникальные памятники докириллического письма.

· Научной сенсацией стало и обнаружение в 2000 году в Новгороде аналога деревянной книги (Новгородская Псалтирь).

· Найден также докириллический текст под условным названием «пространная редакция Боянова гимна» (ладожский документ). Оказалось, что русская руника была достаточно широко распространена.

· В 513 году до Р.Х. царь Скифов вызвал Дария на бой «ругательным письмом».

· Кстати, слова: писать, письмо – общие и для всех языков славян, и для санскрита (писать, пиши – «пиш»), то есть, имеет протославянский корень.

· По свидетельству Геродота и других писателей, и философов скифские племена знали грамоту, да и сами греки переняли алфавит от пеласгов, народа также скифского (славяно-русского происхождения).

· Арабский путешественник Ибн Фадлан, в 921 году посетивший Волжскую Булгарию, описывая погребение царя руссов, свидетельствует, что имя царя было записано на «белом дереве».

· Персидский историк Фахр ад-Дин (700-ые года) писал, что хазарское письмо происходит от русского.

· Ибн ан-Надим также сообщает о докириллических надписях.

· «Русские письмена. Мне рассказывал один, на правдивость коего я полагаюсь, что один из царей горы Кабк [Кавказ] послал его к царю Русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения, не знаю были ли они слова, или отдельные буквы, подобно этому» .

Все эти моменты касаются лишь сравнительно небольшого временного отрезка. На самом же деле письмо, причем, далеко не единственное, у Предков существовало с незапамятных времен. Форм написания было несколько, в зависимости от того, что нужно было передать в письменном сообщении. Если систематизировать все, что сегодня известно по этой теме, то получится довольно-таки развернутая картина.

Славянская письменность: буквица, глаголица, руны, черты и резы, тьраги.

Все перечисленное – разные формы письма, но нужно отметить важный факт: когда-то давно все эти формы существовали (точнее, сосуществовали) вместе, в пределах единого временного отрезка.

Большинство наших современников, скорее всего, уверенно причислит к понятию «славянская письменность» буквицу, глаголицу, черты и резы. Руны и тьраги назовут лишь специалисты и те, кто направленно интересуется этой темой. Между тем, на всей территории нашей страны находят рунические камни, древние рунические календари и множество других археологических находок, не оставляющих сомнений в том, что эта форма письма когда-то была широко распространена на этой территории.

Настало время хотя бы в общих чертах познакомиться с разными формами древнеславянской письменности.

Буквица (Святорусское письмо ) – прямая предшественница нашей нынешней азбуки, но в отличие от нее, каждый ее символ несет в себе Образ. В свое время она получила самое широкое распространение среди древних Славян. Ею пользовались при подписании межродовых и более крупных договоров, впоследствии буквицу, ввиду ее относительной простоты, использовали для записи знаний, которые нуждались в широком распространении. Святорусское письмо сегодня нередко называют велесовицей.

Глаголица считалась деловым, «торговым письмом». Различные реестры, соглашения, подсчеты – самая распространенная сфера ее использования. Некоторые торговые люди переселялись в другие страны, чтобы дети обучались грамоте и не забывали, откуда они родом, на глаголицу переводились предания, сказы, сказки, былины. Эта форма письма была широко распространена особенно на южных придунайских территориях (задолго до Кирилла и Мефодия).

Черты и резы – это словенское народное письмо. Его использовали, чтобы передать какие-нибудь короткие сообщения (то, что мы сегодня называем запиской). Берестяные грамоты – характерный пример такого письма. Береста оказалась довольно долговечным материалом. Не так давно обнаруженные Новгородские берестяные грамоты хорошо сохранились и демонстрируют сегодня высокий уровень грамотности и самое ее широкое распространение среди новгородцев (переписку вели даже шестилетние дети).

Руны (Ха’Арийское письмо ) относились к жреческим письменам. Сборник рун (Каруна) послужил основой для древнеиндийского ведического языка – санскрита, а также деванагари (язык тела, танца, исполняемого женщинами-жрицами). Каруной пользовалось жреческое сословие Даарии и Беловодья. В упрощенном виде руническое письмо использовалось славянами, основавшимися в Скандинавии, Исландии, практически на всей европейской территории, носившей тогда название Венеи.

Тьраги (Да’Арийское письмо ) – довольно сложная форма, включающая соединение криптографических и многомерных иероглифических образов.

Она стала основой крито-микенской криптограммы и иероглифического письма Египта, Междуречья, позднее – Древнего Китая, Кореи, Японии.

Образно-зеркальное (Расенское ) письмо . Тайная форма передачи информации, которую составляли, используя зеркальные отражения текста. При этом сообщение можно было прочесть по всем направлениям. На ее основе в Эртурии возникло этрусское письмо (тирренское ), которое удалось прочесть, лишь используя разные формы славянской письменности. Также из упрощенной формы расенского письма возник древний финикийский алфавит, положившей начало греческому письму и латыни. Расенское письмо было распространено в Скифии.

Знания Предков записывались на камнях, металлических (чаще всего золотых) пластинах (Саньтии ), свитках пергамента (Харатьи ), деревянных дощечках (Дощи ), керамических сосудах. На протяжении тысячелетий сохранялась эта Мудрость. Часть Священных Книг Предков дожила до наших дней. Сегодня целый ряд исследователей приходит к выводу, что славянская письменность, как и вообще культура и язык протославян, послужили основой евразийской культуры в целом, а также дали толчок к развитию языка и письменности большинства из известных нам древних цивилизаций.

21.04.2018

То, что у славян была своя письменность ещё задолго до прихода христианства на Русь - это уже неоспоримый факт. Пра-язык был един, а способов его записи было множество . В этой статье рассматриваются «черты» и «резы», которые и по сей день используются в узорах народной вышивки, хозяйственной и бытовой деятельности.

Старейшим упоминанием о наличии письменности у славянских народов считается «Сказание о письменах» черноризца Храбра, болгарского монаха, жившего на рубеже 9 — 10 веков. Он писал: «Прежде убо славяне не имеху книг, но чертами и резами чьтеху и гатааху погани сущее». На современный руский язык это переводят по-разному, каждый исследователь предлагает своё видение вопроса .

Черты

Ныне использование черт известно преимущественно в контексте гадания: например, гадание чертами на земле было присуще на определённом этапе развития традициям всех народов. Нас, безусловно, интересует славянская культура.

Достоверно можно утверждать, что славяне были знакомы с данным методом гадания. Он был известен на Руси под названием «Рафли». На это указывают:

  • Книга Рафли впервые упоминается в двух важнейших исторических источниках середины XVI в. — в «Стоглаве» и «Домострое» . В постановлениях Стоглавого собора эта книга возглавляет список запретных книг: «...злые ереси кто знает и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, острономии, зодеи, алманах, звездочётьи, аристотель, аристотелевы врата и иные составы мудрости еретический» .
  • иллюстрация из Радзивилловской летописи, датируемая, примерно, 1182 годом, посвящённая взятию Торжка. В её нижнем правом углу имеется геомантическая таблица (рис. 1).

Рисунок 1. Изображение из Радзивиловской летописи.

Ниже приведённая система основана на существовании так называемых «Хранителей», которая, как и рафли, строилась на основе четырёх составляющих (стихий), из которых можно выделить 16 подэлементов. Каждая составляющая рассматривается во взаимодействии с остальными. Так Огонь подразделяется на Огонь Огня, Воду Огня, Воздух Огня и Землю Огня. Огонь Огня рассматривается как замена базового элемента Огонь. По этой схеме Вода Огня является лавой, Огонь Воздуха - гремучим газом и Огонь Земли - раскалённым ядром Земли. Более подробно можно ознакомиться в книге Г.Э. Адамовича .

На основе имеющегося знания можно, например, «прочитать» некоторые сохранившиеся до наших дней народные узоры, широко применяемые и в настоящее время.

Таблица 1. Соответствие первостихий и хранителей

Таблица 2. Толкование узоров на основании системы «Хранители»

В предложенном узоре представлены знаки, образующиеся из знаков воды (▼) и огня (▲), на чередующихся белом (смерть) и красном (жизнь) полях.

Обе первостихии управляются Белобогом, поэтому можно предположить, что данный узор олицетворяет его борьбу с Чернобогом (чередование смерти и жизни), основанную на силе воды и огня.

Кроме того - возможно только для этой части узора: количество ячеек - семь. Три ячейки - белые (смерть) и четыре - красные (жизнь). Это может знаменовать победу жизни над смертью.

Узор №2

В предложенном узоре представлены знак земли (◊) на чередующихся белом (смерть) и красном (жизнь) полях.

Земля, как первостихия, управляется Чернобогом, поэтому можно предложить, что данный узор олицетворяет его борьбу с Белобогом (чередование смерти и жизни), основанную на силе земли.

Кроме того - возможно только для этой части узора: количество ячеек - девять. Четыре ячейки - белые (смерть) и пять - красные (жизнь). Это может знаменовать победу жизни над смертью.

Узор №3

В предложенном узоре на красном поле представлен знак земли (◊) с точкой в середине (знак семени, оплодотворения). Его значение - оплодотворение.

На белом фоне - сложный знак, состоящий из знака земли (◊) с точкой в середине (здесь точка, видимо, знак ветра (Х), знака воды (▼), знака огня (▲).

Его значение - защита произошедшего оплодотворения от вредоносного воздействия при помощи силы четырёх стихий.

Кроме того - возможно только для этого фрагмента узора: количество ячеек - семь. Три ячейки - белые (смерть) и четыре - красные (жизнь). Это может знаменовать победу жизни над смертью.

Узор №4

В предложенном узоре на красном поле представлены знак земли (◊) с крестом (знак предков, полученный за счёт перекрещивания двух знаков ветра) в центре.

Его значение - благословенная земля предков. Земля и Ветер, как первостихии, управляются Чернобогом, поэтому можно предложить, что данная часть узора является просьбой к предкам в получении хорошего урожая.

На белом фоне: аналогичный узор, но значение может быть иное, а именно - просьба о защите от вредоносного воздействия на посевы к Белобогу.

Кроме того - возможно только для этого фрагмента узора: количество ячеек - пять. Две ячейки - белые (смерть) и три - красные (жизнь). Это может знаменовать победу жизни над смертью.

Следует заметить, что выше представленные символы первостихий используются для изготовления обережных нательных поясов (рис. 2) и в наши дни. (Подробнее см. ).

Рисунок 2. Обережный нательный пояс.

Резы

«Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем , обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид» - писал Дитмар Мерзебургский (кон. IX — нач. XI вв.) в своих «Хрониках», описывая западнославянскую крепость-храм Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген.

Хотя последнее время употребление понятия «резы», стали всё более часто заменять скандинавским словом «руны», но, думается, что Титмар Мерзебургский не мог не знать «рун».

Возможно, более древним источником, указывающим на применение рез, - но уже во время международных отношений - являлся бы договор, заключённый между Русью и Византией князем Олегом в 911 году, который по международным законам заключался «на двое харатьи», т.е. на двух языках . Следовательно, один экземпляр договора должен был быть написан на славянском языке - и, возможно, на резах. К сожалению, он не сохранился.

Так же наличие «рез» у славян подтвердили памятники материальной культуры (вещественные источники). Среди находок археологов различные предметы быта — ремесленные изделия, горшки, медные броши, свинцовые пломбы и т.д., на которых были нанесены знаки, состоящие из длинных и коротких черточек.

Любопытные значки, в которых можно увидеть письмена, были обнаружены как на землях России, так и в странах Восточной Европы. Первая из таких «надписей», состоящая из 14 знаков, была найдена в 1897 году неподалёку от Рязани. Позже, в 20-м веке, аналогичные находки обнаружили в Белоруссии, Болгарии, Польше, в Крыму. Всего было найдено 75 различных знаков, но прочитать их не удавалось. Большинство знаков относилось к III — IV векам.

Использование рез находит прямое доказательство, при рассмотрении знаков нанесённых на боевые знамена панцирных бояр Полоцкого уезда .

Таблица 3. Знаки на боевых знамёнах панцирных бояр Полоцкого уезда.

В качестве своеобразного подтверждения, что система «рез» не была забыта ещё и в начале 20-го столетия, можно привести таблицы знаков (рис. 3), находящихся в коллекции краеведческого музея г. Рузы, что на западе Московской области, составленных в 1920-1923 гг. руским краеведом - агрономом П.М. Смирновым. По данным музея, эта работа была отмечена дипломом первой степени на ВСНХ 1923 г.

Эти знаки, как правило, использовались при межевании — вырезались на дёрне. Кроме того, иногда, этими знаками помечали рабочий инвентарь, и использовали их в качестве жребиев при решении спорных вопросов .

Рисунок 3. Доска с таблицами межевых знаков, применявшихся крестьянами окрестностей г. Рузы в конце XIX - начале XX веков. Снимок А.Ю. Почерникова.

Таким образом, можно достоверно утверждать о наличии древней письменности у славян, «черты» и «резы», которые и по сей день используются в узорах народной вышивки, хозяйственной и бытовой деятельности. Их знаковое значение может рассматриваться с помощью «системы хранителей», предложенной исследователем.

Адамович Геннадий Эдуардович, доктор философии. Сотрудник МАИТ. Минск. Республика Беларусь.

Список литературы

1. Адамович Г.Э. Свадебный клубок поясов. - Минск, 2014. - 172 с.

2. Почерников А.Ю. Залесские Руны. Тайные знаки Подмосковья. Режим доступа: http://zalesje.net/news/zalesskie_runy_tajnye_znaki_podmoskovja/201 3-11-26-43

3. Анатоль ЦІТОЎ // ―Спадчына‖, № 3. 1995. - С. 18-26.

4. Домострой по Коншипскому списку и подобным. - М., 1908. С. 22.

5. Домострой по списку Общества истории и древностей российских. - М., 1882. - С. 22.

6. «Сказание о письменах» черноризца Храбра // Образование и православие. «Москва», № 9, 1990.

7. Стоглав: Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чипах. - М., 1890. - С. 181, 182, 188, 189.

8. Турилов А.А., Чернецов А.В. Отреченная книга Рафли. Труды отдела древнерусской литературы. — Л.: Наука, 1985. - 266 с. Пятая - 261 с.


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

Директор Института археологии АН СССР, академик Б. А. Рыбаков

Сколько известно различных историй о том, как были раскрыты таинственные шифры, запутанные надписи, непонятные знаки! Обычно в этих историях логики, интуиция, наблюдательность помогают обнаружить несметные сокровища или раскрыть преступление.

О поисках ключей к шифру, попытках прочесть загадочную надпись пойдет речь. У наших рассказов те же «главные герои» — логика, интуиция, наблюдательность. Но здесь они помогли ученым открыть смысл знаков на глиняном кувшине, нанесенных нашим далеким предком многие и многие столетия назад, разгадать письмена тысячелетиями молчавшего языка, дарят миру непрочтенные пушкинские строк.

Увлекательнейшей задачей историков культуры является расшифровка древних надписей, раскрывающая иногда историю целых народов и государств. Но письменности в прямом смысле слова, как мы знаем, предшествовал длительный период рисуночного письма, выражавшего в определенных символах мысли древних людей. В этой области еще больше загадок; есть свои особенности в самой расшифровке таинственных письмен, где не обязательно знать язык тех людей, а достаточно разгадать смысл символических знаков. Многое из этой первобытной письменности вошло в народный орнамент, и смысл знаков уже давно забылся: волнистая линия обозначала воду, волну; круг — солнце; косой крест — огонь, костер; схематические рисунки растений — землю, плодородие, жизнь и т. д. Теперь мы только любуемся сочетанием различных фигур, а наши далекие предки «читали» их как магические заклинания.

В одной старинной рукописи сохранилось упоминание, что до появления «настоящей» письменности в IX веке славяне «чертами и резами считали и гадали, находясь в язычестве». «Резы» — это, очевидно, счетные зарубки на палках-бирках, дожившие в неграмотной русской деревне до XIX века. «Черты» для гаданий — символические рисунки, при помощи которых гадали об урожае, о судьбе.

Несколько лет назад экспедиция под руководством известного ленинградского археолога М. А. Тихановой проводила раскопки на Волыни. Неподалеку от села Лепесовки были найдены остатки древнего святилища, так называемой Черняховской культуры (II—IV века). Алтарь святилища был сложен из больших глиняных чаш. И по венчику одной из них шел узор: двенадцать прямоугольных рамок, в которых заключены были какие-то рисунки, составляли полный круг.

М. А. Тиханова любезно предоставила мне свои находки для публикации, и я предпринял попытку расшифровки этих знаков. Ключом к расшифровке явилось число 12. Самые главные языческие гадания производились под Новый год, когда заклинали судьбу на все двенадцать месяцев предстоящего года. В новогодних празднествах фигурируют двенадцать снопов, вода из двенадцати колодцев, двенадцать старцев, возглавляющих празднества...

Я предположил, что двенадцать прямоугольников на венчике чаши являются символом двенадцати месяцев года. Но эта гипотеза могла начать жить только в том случае, если бы удалось отождествить рисунки в этих прямоугольниках с определенными месяцами.

В трех прямоугольниках были выбиты кресты. Историки издавна называют такие кресты языческими. А не соответствовало ли расположение этих крестов трем языческим праздникам, которые были связаны с фазами солнца и отмечались в январе, марте, июне?.. По тому порядку, в каком были расположены прямоугольники с крестами, можно было заключить, что отмеченные таким способом прямоугольники соответствовали именно этим месяцам.

Еще в одном из прямоугольников было изображено земледельческое орудие — рало, в другом — колосья. Вспомним, что пахота на Украине начинается обычно в апреле, колосья вызревают в августе. Рисунки были расположены именно в этой последовательности, между ними был промежуток, точно соответствующий числу месяцев, отделяющих апрель от августа.

Теперь уже можно было отстаивать предположение о том, что лепесовские чаши из святилища — древний календарь с символическим изображением двенадцати месяцев, предназначенный, вероятно, для новогодних гаданий во время зимнего солнцеворота.

Внимание привлекало то, что июнь, в котором праздновался языческий праздник Ивана Купалы, на «календаре» из Лепесовки был обозначен не одним языческим крестом, а двумя.

Вслед за лепесовской чашей я занялся расшифровкой сложной системы знаков на знаменитом глиняном кувшине, найденном вблизи Киева в селе Ромашки. Эта находка была сделана еще в 1899 году в слое IV века. Керамический кувшин средних размеров, предназначавшийся скорее всего для хранения воды, вместо обычного орнамента был украшен двумя рядами каких-то значков — квадратов, крестов, волнистых линий... Некоторые из них напоминали изображение серпов, колосьев... С какой целью нанесены они были на кувшин, в чем был их смысл?

На «ромашкинском» кувшине в числе других рисунков были изображены молодое деревцо, два креста и круг с шестью радиусами, так называемый «громовой знак».

Все эти и другие символы входили в верхний ряд загадочного орнамента. Под ним, явно связываясь с верхним, шел другой ряд — ряд, состоящий из девяноста шести квадратиков и волнистых линий, расположенных в совсем уж замысловатом порядке.

Какой смысл таила в себе последовательность знаков нижнего ряда?

Я предположил, что квадратики обозначают дни. За основу отсчета лучше всего было взять «громовой знак», символизирующий, вероятно, праздник грома и грозы, — летописи донесли до нас его точную дату, 20 июля (Здесь и далее даты приведены к современному календарю. — Прим. ред.). Но как проверить такое предположение? Из летописей известна и дата другого древнерусского праздника — дня Ивана Купалы. От праздника грома он отстоит на 27 дней. В верхнем ряду кувшина этот июньский праздник обозначен двумя крестами. И что же, число квадратов нижнего ряда «между» ними составляет ровно... двадцать семь. Что это, простое совпадение?

Есть и другое доказательство. Известно, что празднику Ивана Купалы, обозначенному на кувшине двумя крестами, предшествовала так называемая «русальная неделя», состоящая из шести дней. Но вплотную ко дню Купалы на календаре в нижнем ряду примыкает выбивающаяся из обычного ряда «гирлянда» квадратов, их ровно шесть. И наконец, последнее в звене доказательств. Один из квадратов стоит прямо под значком, напоминающим дерево, предположительно символом праздника Ярилы. Единственное летописное свидетельство о дате этого праздника, часто подвергавшееся историками сомнению, называет день 4 июня. И если подсчитать, квадрат под деревом стоит точно на месте 4 июня...

Итак, на «ромашкинском кувшине» очень точный календарь. Сомнений в этом уже не могло быть. Календарь, начинающийся, как нетрудно было подсчитать, 2 мая и кончающийся 7 августа.

Мне пришло в голову сравнить известные сегодня вегетационные сроки созревания на Украине яровой пшеницы и ячменя с «агротехническим календарем» кувшина. Около 2 мая появляются первые всходы. 20—30 мая пшеница выходит в трубку — в этот период растениям необходимо много влаги. И на календаре из села Ромашки прямо над квадратиками, обозначавшими именно эти дни, в верхнем ряду рисунков располагались отчетливые волнистые линии. Линии, явно символизирующие дождь...

11—20 июня — колошение. И в этот период растениям необходимы дожди. И снова над квадратами этих дней расположены те же волнистые линии. 4—6 июля — молочная спелость зерна. Вновь волнистые линии наверху. Наконец, день 20 июля, праздник бога неба. После этого праздника волнистые линии на календаре переходят из верхнего ряда в нижний. Дожди больше не нужны земледельцам — и календарь символизирует «низведение» всех небесных вод под землю накануне жатвы.

Четыре периода дождей на «ромашкинском» кувшине почти точно соответствуют тем четырем оптимальным периодам, когда дожди действительно были нужны яровым хлебам.

В языческих молениях о дожде большую роль играла вода: моления проводились у рек, у «святых» озер, у родников, у ручьев. Кувшин с магическим календарем делал налитую в него воду «святой», и этой водой кропили поля, чтобы «вызвать» дожди, подобно тому как это еще недавно делали христианские священники во время молебнов о дожде.

Увлекшись календарной символикой, я, естественно, стремлюсь понять наиболее глубокие ее корни. Мне кажется, они уходят к земледельческим и скотоводческим племенам бронзового века. Удалось расшифровать (правда, менее надежно) некоторые рисунки из раскопок на Кавказе и в Венгрии. Мышление древних людей везде шло сходными путями.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх