Программы для анимации. Создание пластилинового мультфильма

Наталья Фролова
Рабочая программа «Пластилиновая мультипликация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновая мультипликация »

Пояснительная записка

Пластилиновая мультипликация – одна из старейших техник анимации. В мире современных технологий компьютерная анимация становится все популярнее. Все большее число учащихся проявляют желание творить свою виртуальную реальность, используя различные компьютерные технологии. Данная программа предназначена не только для знакомства с компьютером как техническим инструментом, но, в первую очередь, как инструментом для самовыражения.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие - к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвертые – еще к чему-либо. Анимация – как вид экранного искусства – дает детям возможность реализовать все эти творческие способности.

Кино вообще, и в особенности анимационное кино – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. Даже в самом коротком мультфильме используется и художественное слово, и визуальный образ, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Занятие анимацией развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Программа является модифицированной, она создана на основе программно -методического материала «Азбука кино» под редакцией Л. М. Баженовой, издательство «Просвещение» , 2005 г.

Так же используется книга Нелли Больгерт, Сергея Больгерт «Мультстудия «Пластилин » . Лепим из пластилина и снимаем мультфильмы своими руками

Направленность программы - художественная .

Ведущая идея данной программы – создание студии пластилиновой мультипликации , для воспитания гармонично развитой личности посредством освоения анимационных техник.

Актуальность программы заключается в том , что освоение основных приёмов и принципов создания движущихся изображений - это элемент грамотности современного человека, становящийся все более нужным и школьнику, и учителю. Возможность, изучая различные процессы, иметь дело не только с текстами или со статичными картинками, но и с динамическими образами, даёт процессу учения дополнительную выразительность и новые мотивации.

Педагогическая целесообразность данной дополнительной общеобразовательной программы , разработанной для детей 7-12 лет , заключается в том, что она учитывает их возрастные особенности.

Новизна программы в том , что она не только прививает навыки и умение работать с графическими программами , но и способствует формированию эстетической культуры. Эта программа не даёт ребёнку «уйти в виртуальный мир» , учит видеть красоту реального мира.

Отличительные особенности программы

Проходя данный курс, обучающийся быстро получает результат своей работы , в последующем усложняя себе цели, получает более весомый результат.

Программа «Пластилиновая мультипликация » ориентирована на детей 7-12 лет.

Цель программы : ознакомление детей с различными техниками анимации и изучение возможности создания анимационного пластилинового фильма .

Данная цель реализуется через решение следующих задач :

Обучающие задачи :

Познакомить учащихся с основными видами мультипликации , освоить рисованную, пластилиновую и кукольную анимации, создать в этих техниках и озвучить мультфильмы ;

Научить различным видам анимационной деятельности с использованием разнообразных приемов и различных художественных материалов;

Познакомить учащихся с технологическим процессом создания мультфильмов , планированием собственной индивидуальной и коллективной работы ,

Познакомить учащихся с процессами разработки и изготовления фонов и декораций, установки освещения, раскадровки сюжета и съёмки кадров, озвучивания и сведения в единый итоговый продукт видео- и звукорядов;

Обучить учащихся некоторым компьютерным технологиям и работе в специальных компьютерных программах .

Развивающие задачи :

Способствовать развитию интеллекта и творческих способностей детей;

Развивать интерес к лучшим образцам мультипликации и желание к самостоятельному творчеству;

Развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение;

Развивать творческое мышление при создании видеосюжетов;

Создавать условия для раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося.

Воспитывающие задачи :

Создавать условия для воспитания трудолюбия, самостоятельности, умения контролировать свои действия;

Воспитывать эстетический вкус;

Воспитывать культуру зрительского восприятия;

Способствовать созданию коллектива, который становится развивающей обогащающей средой, где каждый – личность, а все вместе – участники детских творческих проектов : технических, социально-педагогических, художественных.

Программа «Пластилиновая мультипликация » рассчитана на 1 год (136 часов) . Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

Программа «Пластилиновая мультипликация » может использоваться как в системе дополнительного образования, так и для организации внеурочной деятельности.

Планируемые результаты :

К концу учебного года учащиеся

Получат знания о :

Истории мультипликации ;

Свойствах и техниках лепки из пластилина ;

Основных анимационных техниках;

Процессе создания пластилиновой анимации ;

Закономерности движений героев фильма;

Основных способах создания мультипликационного фильма .

Приобретут опыт в :

Применении знакомых техник для экранизации общеизвестных сюжетов – песенок, сказок, считалок;

Лепке персонажей из пластилина ;

Написании сценария;

Съемке мультипликационных сюжетов ;

Озвучивании мультипликационного сюжета ;

Монтаже кадров.

Приобретут навык в :

Рисованной и пластилиновой анимации ;

Лепке персонажей мультфильма из пластилина ;

Самостоятельном создании небольшого сюжета (замысла, сочинения, сценария, съемки, монтажа, озвучивании, демонстрации фильма, обсуждении результатов работы )

Создании мультфильмов .

В основе программы – методы и приемы , способствующие развитию художественно-эстетического вкуса учащихся, навыков межличностного общения, реализации творческого потенциала.

Образовательный процесс включает в себя следующие методы обучения :

Репродуктивный (воспроизводящий) ;

Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала) ;

Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения) ;

Содержание программы предполагает выполнение заданий, как на компьютере, так и непосредственно с художественными материалами. Это облегчает изучение и усвоение детьми режимов, инструментов и свойств компьютерной программы , а также помогает сравнить процесс и результат рисования на компьютере и художественными материалами, и понять возможности и ограничения того и другого способа рисования.

Для получения нужного результата работы , важно правильно организовать занятия, чередовать беседу с показом, рисование на доске с беседой, помогать детям организовать рабочие места в студии . Чётко ставить цели и задачи перед учениками. Нацеливать на выполнение работ последовательно и аккуратно. Проводить сравнительный анализ работ , участвовать в конкурсах.

Для развития познавательной и интеллектуальной сферы учащимся предлагаются специально составленные кроссворды, ребусы, викторины.

Также, в процессе обучения, учащиеся увидят множество увлекательных мультфильмов .

В течение учебного года учащиеся участвуют в различных образовательных и интеллектуальных мероприятиях различного уровня (Муниципальные, Региональные, Всероссийские) .

Материально-техническое обеспечение программы .

В кабинете для занятий имеется шкаф с пособиями, а также основные инструменты и материалы, необходимые в работе :

Компьютер (ноутбук)

Доступ в интернет

Фотоаппарат

Штатив (обычный)

Декорации, костюмы;

Набор канцелярских расходных материалов (пластилин , цветная бумага, краски, клей, карандаши, фломастеры, ножницы и т. п)

Пластилиновые фигурки , выполненные преподавателем и учащимися

Примеры сценариев

Наглядный материал для занятий – мультфильмы , созданные учащимися

Компьютер (ноутбук)

Доступ в интернет

Фотоаппарат

Штатив (обычный)

Тема 1. Вводное занятие.

Знакомство с понятием «мультипликация » . Беседа о том, как создать свой мультфильм .

Практическая работа : Просмотр первого русского мультфильма «Война рогачей и усачей» (1912 год) . Обсуждение просмотренного мультфильма .

Просмотр и обсуждение мультфильмов выпущенных ребятами в студии «Пластилиновая мультипликация » .

Тема 2. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности.

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами для лепки и компьютерной техникой.

Практическая работа : Игра-викторина «В гостях у мультфильма » .

Тема 3. Материал - пластилин .

Откуда и как появился пластилин , виды и свойства пластина . Видео сюжет об истории пластилина .

Волшебные свойства пластилина .

Практическая работа : Просмотр пластилинового мультфильма «Падал прошлогодний снег» . Лепка объемных фигур из пластилина по образцу .

Изготовление пластилина своими руками , опыты над пластилином . Лепка фигур из пластилина .

Тема 4. Основы мультипликации .

История мультипликации , видеосюжет из телепередачи «Галилео» Колоризация (Раскраска кино) . Виды мультфильмов . Знакомство с видами мультипликационных фильмов : советские; аниме; современные; развивающие. Просмотр мультфильмов и их обсуждение .

Отличие пластилиновых от других мультфильмов .

Практическая работа : Игра-практикум на тему «Мультипликация » .

Просмотр мультфильма и сравнение , определение отличительных особенностей художественных и мультипликационных фильмов .

Тема 5. Анимация.

История анимации. Знакомство с профессиями в анимации. Знакомство с профессией мультипликатора . Анимационные картинки. Планирование анимационного сюжета, знакомство с комиксами. Анимационные фокусы. Анимация - одушевление, оживление неживых предметов. Живопись в анимации. Работа с цветным пластилином . Обьемные фигуры в анимации.

Практическая работа : Викторина «Путешествие в историю детской анимации» .

Игра-практикум : распределение и пробы ролей (понятие о мультипликационных профессиях (аниматор, режиссёр, художник, оператор, монтажёр и др.) .

Изображение движения «Аэроплан» . Анимация с коробком «Веселый болтун» . Поделки своими руками «Проделки рыбы» , «Птичье гнездо» .

Создание рисованных комиксов.

Съемка на натуре детей в роли моделей для элементарных анимационных фокусов.

Индивидуальная работа в малой форме (на листе бумаги) .

Просмотр мультфильма «Варежка» или отрывков из фильма Яна Шванкенмайера с оживающими предметами.

Просмотр мультфильма «Голубой щенок» (Союзмультфильм , 1976 год) .

Просмотр пластилиновых мультфильмов Александра Татарского. , «Спокойной ночи, малыши!» .

Работа с пластилином . Освоение на практике способов работы с цветным пластилином .

Тема 6. Жанр. Сюжет. Сценарий.

Знакомство с понятиями «Жанр» , «Сюжет» , «Сценарий» в мультипликации .

Ознакомление с алгоритмом построения сюжета и написанием сценария.

Практическая работа : Выбор жанра, построение короткого сюжета, написание сценария. Самокритика, поиск ошибок и возможных недоработок . Написание пробного сюжета и сценария по выбранному жанру.

Тема 7. Создание : приемы и техника лепки.

Создание мультипликационных персонажей . Устное описание героев мультфильма и фона . Приемы лепки героев мультфильма . Что такое декорации? Виды декораций. Беседа о правилах создания декораций для мультфильма .

Практическая работа : Создание героев мультфильма на бумаге (эскиза героев) .

Изготовление объемных пластилиновых персонажей .

Создание эскизов декораций и их изготовление по разработанным эскизам . Коллективная работа по созданию фона мультфильма .

Тема 8. Съемка и монтаж мультфильма .

Покадровая съемка мультфильма . Понятие «Монтаж» .

Практическая работа : Съемка мультфильма . Монтаж мультфильма из отдельных кадров в программе Windows Movie Maker .

Тема 9. Звуки и музыка в фильме : речь героев.

Практическая работа : Подборка музыки для мультфильма . Репетиция озвучивания текста мультфильма по ролям (с использованием кукольных героев, бумажных героев) . Озвучивание текста на студии звукозаписи.

Тема 10. Итоговое тестирование учащихся.

Подведение итогов, систематизация и обобщение результатов деятельности.

Практическая работа : выполнение тестовых заданий.

Тема 11. Итоговое занятие.

Подготовка к защите мультипликационных творческих проектов . Просмотр, обсуждение, выявление и решение проблем творческого проекта.

Практическая работа : Круглый стол «Просмотр и обсуждение полученного мультфильма » . Выявление лучших работ и предоставление их на региональных конкурсах в сети интернет.

Формы контроля и аттестации

Формы подведения итогов реализации образовательной программы :

Педагогическое наблюдение;

Тестирование;

Выполнение творческих заданий;

Презентация творческих проектов;

Выпуск анимационных фильмов.

Участие в конкурсах различного уровня.

Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков.

Для диагностики успешности овладения учащимися программы в конце учебного года проводится итоговая аттестация.

Итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением «О формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся» (утверждено приказом №57 от 02.09.2013 г.) . Таблица № 1. Форма проведения «Итоговое занятие»

Итоговая работа предполагает создание проекта, созданного средствами пластилиновой лепки (и других техник, с соблюдением всех условий и правил. Итоговый проект демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с пластилином (и другими материалами, готовить анимационный пластилиновый проект к просмотру .

Тему итоговой работы каждый учащийся выбирает сам, учитывая свои возможности реализовать выбранную идею.

Объект оценивания : мультфильм . Требования к объекту оценивания : мультфильм снят по сценарию , смонтирован.

Методические материалы

Методическое обеспечение - это необходимая информация, учебно-методические комплексы, разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической , научно-экспериментальной, воспитательной деятельности педагога системы дополнительного образования детей.

Методы обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач, такие как словесные, наглядные, практические :

Словесные методы обучения используются на этапе изучения нового материала. В процессе разъяснения педагог посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысления активно его воспринимают и усваивают :

Объяснения

Рассказ

Иллюстрация

Демонстрация

Наглядные методы обучения достаточно важны для обучающихся в творческом объединении, имеющих визуальное восприятие действительности.

Просмотр видеоматериалов

Демонстрация плакатов, таблиц

Использование технических средств

Практические методы обучения используются на этапе закрепления изученного материала и охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых.

Практические задания

Викторины

Упражнение

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать :

Наглядные пособия по искусству.

Репродукции произведений изобразительного искусства.

Художественные фотографии, рисунки и иллюстрации.

Электронные презентации по основным разделам программы .

Журналы, книги, альбомы с произведениями искусства.

Компьютерные программы

Подборки кинофрагментов.

Видеозаписи фильмов, мультфильмов .

Список мультипликационных и художественных фильмов для просмотра :

Просмотр мультфильма «Голубой щенок» (Союзмультфильм , 1976 год) .

Просмотр пластилиновых мультфильмов Александра Татарского. «Новогодняя песенка Деда Мороза» , «Спокойной ночи, малыши!» . 1983

мультфильма «Война рогачей и усачей» (1912 год) .

«Варежка» , реж. Р. Качанов, 1967;

«Ежик в тумане» , реж. Ю. Норштейн,1976;

«Мороз Иванович» , реж. И. Аксенчук,1981;

«Ну, погоди!» , реж. В. Котеночкин,1969-1981;

«Пластилиновая ворона » , реж. А. Татарский;

«Фильм, фильм, фильм» , реж. Ф. Хитрук, 1968;

«Цветик - семицветик» , реж. М. Цехановский, 1949;

Видеосюжет из телепередачи «Галилео» Колоризация (Раскраска кино)

«Морозко» , реж. А. Роу, 1964, к/ст. им. М. Горького;

«Приключение Буратино» , реж. Л. Нечаев, 1975, Беларусьфильм;

«Снежная королева» , реж. Г. Казанский, 1966, к/ст. Ленфильм;

Фильмы для просмотра нужно выбирать в зависимости от возраста детей. Указанные в программе фильмы могут быть заменены другими, если есть необходимость. Выбор фрагментов фильмов для работы выбирает сам педагог, исходя из целей показа и имеющихся в его распоряжении. Просмотр полнометражных фильмов может происходить не на одном, а на двух занятиях.

Сегодня можно создавать мультфильмы не выходя из дома. Есть немало специальных с помощью которых вы, немного освоившись, легко создадите анимационный фильм. Это очень увлекательное занятие. Можно создавать анимацию как для профессионального пользования, так и просто как хобби. В этой статье рассмотрены лишь некоторые возможности компьютерной мультипликации. На самом деле эта сфера постоянно развивается: выпускаются новые программы или обновляются уже работающие в данной сфере. Рынок предлагает много программных продуктов, в том числе и без оплаты, но ничем не уступающих платным.

Занятие для детей

Для детей существует множество развлечений. Можно гулять, читать книги, ходить в спортивные секции, смотреть мультики, наконец. Но почему только смотреть? Ведь можно их создать самому и порадовать своим творчеством близких и друзей. Такой вид деятельности развивает детскую фантазию, мелкую моторику, повышает уровень компьютерной грамотности. Для этого необходимо:

  • придумать сюжет;
  • взять пластилин и слепить персонажей;
  • с помощью техники stop-motion оживить их;
  • следовать инструкциям программного продукта;
  • родители могут быть ассистентами для своего ребенка-аниматора.

К примеру, хорошая программа для мультипликации - это видеоредактор Movavi. Он может быть скачен в версии для Windows и для Mac. Для того чтобы убедиться в том, что создавать в домашних условиях мультфильмы несложно, нужно начать это делать. Данный видеоредактор имеет возможности приближения и удаления кадров, обрезки и вставки видео, озвучки, эффектов старого кино и т. п.

Компьютерная программа Pencil

Если всерьез хотите заняться созданием мультиков, тогда стоит изучить технические решения, разработанные для этого. Например, программа для мультипликации Pencil воплощает фантазии автора в реальность. Она дает возможность работать с растровой и векторной графикой. Сам редактор имеет англоязычный интерфейс. Однако он интуитивно понятен пользователю. Инструменты для рисования в программе Pencil стандартные. Есть панель опций, которая служит для изменения диаметра инструмента, цвета, размытия границ и т. п. Есть шкала для кадрирования - таймлайн. Для создания мультфильма рисуют кадры один за другим и присваивают им номера от последнего, т. е. в обратном порядке. Например, если в видео 5 фрагментов, значит, первому присваиваем номер 5, затем нажимаем + в keys на шкале и рисуем второй. Присваиваем второму кадру номер 4, затем + и т. д. Таким образом получаем мультфильм с обратным отсчетом. Pencil - это программа для мультипликации, позволяющая редактировать созданный кадровый ряд мультфильма путем добавления или удаления фрагментов. Для озвучки есть кнопочка рупора, в этом же разделе меняют скорость смены кадров. С помощью классических Saveas сохраняют мультфильм на компьютер.

Программные решения

Существует ряд программ, с помощью которых может быть создана разная мультипликация. Программы на русском: Movavi, CartoonMaker-конструктор «Мои любимые герои», Aurora 3D, Synfig Studio, «Мультстудия 3D», Anime Studio Pro с русским ключом и другие. Например, «Мои любимые герои» - отличное решение для маленьких мультипликаторов. Освоив программу, ребенок сможет за 20 минут создать свой мультяшный мир, который даст ему возможность почувствовать себя творцом. Он сможет создавать не только мультфильмы, но и комиксы. Как правило, детям интересны мультипликация и анимация. Программы, дающие возможность осуществить детскую мечту, разработаны таким образом, что будет интересно создавать анимационные фильмы не только детям, но и родителям. В редакторе CartoonMaker юного мультипликатора сопровождают любимые герои сказок: Робин Гуд, Мюнхгаузен, и другие. В его арсенале сто пятьдесят разных анимационных вариантов, тридцать фоновых декораций, пятнадцать персонажей, более двухсот звуковых эффектов, возможность формата в.avi, создание титров и многие другие функции. Synfig Studio - свободная и удобная программа для создания векторной двумерной графики. Подходит для Windows, Linux и Mac.

Какую программу выбрать?

Среди производителей программ для анимации лидирует Autodesk. К ней имеют отношения такие пакеты, как 3ds Мах, Maya и Softimage XSI. Отличный продукт от немецкого разработчика Cinema 4D. Он имеет возможность работы на многих языках, в том числе и на русском. Очень интересно канадское решение - Houdini. Трудно сказать, какая программа для мультипликации является наиболее удачной разработкой. Каждая из них имеет свои достоинства и, конечно, недостатки. Однако весь перечисленный софт, и не только он, но и другие программы, нашли свою нишу на рынке CG. Выделять какой-либо из них нет смысла, но рассмотреть для примера некоторые необходимо. Трехмерная графика сегодня востребована повсеместно: телевидение, киноиндустрия, реклама, видеоклипы, игры, дизайн, архитектура, полиграфия, медицина, криминалистика, машиностроение и т. д. Каждый выбирает, какая программа мультипликации на компьютер подойдет именно ему, исходя из версии ОС, технических характеристик ПК, своих финансовых возможностей и профессиональной деятельности.

Анимационная технология

Мультипликация - это очень трудоемкий процесс. Ее технология состоит в том, чтобы заставить неодушевленные образы двигаться на экране, тем самым получая мультипликационный фильм. При использовании рисованной анимации кадры составляются из рисунков, каждый из которых отображает движение объекта. Например, на первом фигура стоит ровно, на втором она уже слегка наклонила голову, на третьем - наклон головы стал еще больше и т. д. В итоге при их соединении получится видео, где фигура склонила голову. Рисунки покадрово фотографируются и проецируются на экран. Для звукового видео это двадцать четыре кадра в минуту, для немого - шестнадцать. Благодаря анимации можно создать эффекты, которые невозможно реализовать в реальной жизни: персонажи будут перемещаться в пространстве и времени, в одно мгновение из песчинок построится дом, герои ходят по воздуху, перевоплощается в разных личностей или животных и т. п. Кроме рисованной, есть еще пластилиновая и кукольная анимация, силуэтная и коллажная… Есть такие программы для мультипликации 3D, которые дают возможность создавать проекты, достойные уровня высокого профессионализма.

в Morfeus

Этот редактор очень прост в использовании и отлично подойдет начинающему аниматору. После загрузки и установки программы запускаем ее с помощью ярлыка на рабочем столе. После следуйте инструкции:

  • Выбираете вариант работы с нужным изображением.
  • Кликаем мышкой на кнопке «Далее».
  • Редактор предложит загрузить нужную картинку для последующей модификации.
  • Указываем путь к изображению (кликаем на Load Picture).
  • Опять «Далее».
  • Запускается основное окно редактирования.
  • Устанавливаем диапазон модификации рисунка с помощью Add Dots.
  • Ставим точки по контуру (или в местах, где не нужно менять изображение).
  • Перетаскиваем направление изменения картинки.
  • Кликаем на Preview, чтобы увидеть результат.
  • Сохраняем модифицированное изображение (меню File - export movie и кнопка Export).
  • Пара секунд, и анимация готова!
  • Просматриваем рисунок стандартными средствами системы.
  • Создаем изображения для мультфильма (желательно в иной программе - например, "Фотошопе").
  • Для первых шагов используем редакторы типа gif (можно Easy GIF Animator Pro), которые имеют все элементарные возможности для создания первого простого мультфильма даже из двух кадров.
  • Одной из наилучших программ для флэш-анимации является Macromedia Flash Professional, которая дает возможность самому создавать рисунки, добавлять звуки, баннеры и многое другое.
  • Интересно: для создания разного рода анимационных эффектов используют программы Easy GIF Animator, Ulead GIF Animator…
  • Важно использовать для работы четкие изображения! Расплывчатые невозможно редактировать четко!

Технология создания кукольного мультфильма

Чтобы создать хороший кукольный мультфильм, потребуется немалый талант и умение. Зритель очень требователен к тому, как выглядят куклы на экране. Персонажи таких мультипликационных фильмов могут быть сделаны из пластилина, бумаги, пластмассы, дерева, тряпочек… Задача мастера - сделать их очень реалистичными. При создании кукольной анимации герои, аналогично рисованным, кадр за кадром меняют свое положение. Куклу аккуратно ставят в нужную позу и снимают кадр. Для смены эмоций специально изготавливают несколько голов, отдельных частей лица и т. п. Благодаря современным технологиям съемок такого мультфильма есть специальная программа. Кукольная мультипликация с стала намного проще, при этом возможности мультипликационных художников и операторов в воплощении их идей расширились.

3D-образование

Современное общество развито технологически и не собирается останавливаться на достигнутом. Анимация и киноиндустрия сегодня не обходятся без компьютерных специалистов в данной области. Поэтому компьютерное образование стало актуальным уже с первых классов общеобразовательной школы. Есть достаточно курсов и кружков, где изучается мультипликация для детей. Программа на таких курсах отличается своей направленностью, поэтому можно выбрать подходящую. Производство трехмерной анимации имеет свои направления в технической специализации: моделлер, сетапер, текстурщик, визуализатор, аниматор. Если есть желание стать мультипликатором или 3D-аниматором, нужно определиться, в каком направлении развиваться. Для развития профессионализма в этой области есть также ряд программ как на платной, так и на бесплатной основе. Многие бесплатные редакторы не уступают в своих функциях платным. К таким относится простая программа для мультипликации Synfig Studio. Отличный продукт для решения многих 3D-задач - это Blender. Хотя среди коммерческих решений относительно функциональных возможностей выбор все же куда более широк.

Программа «МультиПульт» разработана в МультиСтудии. Это один из самых простых инструментов для создания озвученного мультфильма из отдельных кадров. Многие наши мультики мы собирали именно с её помощью.

Как это работает (основное)

  • Для начала нужна папка с кадрами будущего мультика*
  • Открываем программу.
  • Перетягиваем папку с кадрами будущего мультика в окно программы. Ждём пока кадры загрузятся.
  • Тыкаем в клавиши “вправо-влево” и переходим от кадра к кадру — репетируем ход фильма. Чем чаще тыкаем, тем быстрее идёт мультик. Если хотим кусочек повторить, можем понажимать туда-сюда
  • Если включить запись, все наши действия будут записаны.
  • Все звуки, которые по ходу записи случатся перед микрофоном, тоже будут записаны: Музыка, шумы, реплики героев..

В результате мультик будет записан вместе с озвучкой за считанные минуты

Монтаж и озвучка с помощью этой программы занимают не намного больше времени, чем сам уже готовый мультик. Пользоваться программой могут люди с нулевой подготовкой (например пятилетние дети, если им немного помочь с операциями загрузки файлов и запуска программы)

* Кадры можно снять фотокамерой , поставленной на штатив, можно нарисовать в компьютерной рисовалке . Или снять веб-камерой прямо из МультиПульта . В этом случае можно начинать создание мульта с пустой папки.

Примеры мультфильмов собранных с помощью этой технологии:

Другие полезные возможности.

  • Снять кадры мультика веб-камерой прямо из МультиПульта. При этом, если нужно, то можно видеть прошлый снятый кадр как бы “насквозь” (эффект Onion Skin)
  • Вместо звука с микрофона использовать заранее созданный звуковой файл
  • Двигаться по кадрам не подряд, а перепрыгивать с кадра на кадр с помощью мышки или с клавиатуры, с помощью специально назначенных закладок.
  • Дублировать кадры
  • Редактировать кадры и звуковую дорожку с помощью внешних редакторов (графического редактора — например, “Paintnet” и звукового — например, “Audacity”)

Есть ещё много интересных возможностей и приёмов работы. Ещё больше — в планах. Следите за новостями 🙂

Программу «МультиПульт» создали Евгений Кабаков (основная идея) и Илья Ненашев (код) . Программа работает пока только в среде Windows на ноутбуках, стационарных компьютерах и планшетах.

Основной принцип работы

«МультиПульт» позволяет собирать и озвучивать мультфильмы в реальном времени — примерно так, как мы это делаем на наших занятиях и представлениях. Просто нажимаем кнопочки под музыку или под речевое сопровождение… А на выходе получаем готовый видеоролик с мультиком! Для работы с программой весьма желательно иметь соединённый с компьютером или встроенный в компьютер микрофон. Но можно использовать и готовый музыкальный трек. Тогда голос, конечно, не запишешь. А вот мультфильм под музыку или под песню — пожалуйста!

Для того, чтобы создать мультфильм, достаточно выполнить перечисленные ниже шаги. Тут указаны не все, а только основные возможности. Более подробная инструкция пока не написана. Многое можно понять, изучая меню и экспериментируя

Быстрый старт

При работе с внешним звуком (запись звука через микрофон)
При записи под компьютерную фонограмму (готовая озвучка)

  1. Загрузить на компьютер файлы с картинками к мультфильму (будем называть их «мультипликат») или нарисовать картинки прямо в какой-нибудь рисовальной компьютерной программе.
  2. Поместить файлы с картинками в папку с запоминающимся названием. Файлы могут лежать непосредственно в основной папке или в других папках, расположенных внутри неё.
    Папка может быть и пустой! Все кадры можно снять уже в МультиПульте. Но обязательно нужна папке. МультиПульт работает только с папкой — никак иначе.
  3. Открыть программу «МультиПульт» .
    Убедиться, что микрофон работает — справа внизу, в окне программы, от внешних звуков срабатывает индикатор. Если микрофон не подключён — индикатор не работает.
    При готовой озвучке не обязательно проверять работу микрофона
  4. Перетащить нашу основную папку в окошко открытой программы. То же можно сделать через меню «Файл» выбор папки, в которой находятся наши картинки.
    После этого надо дождаться, пока программа все изображения прочтёт (это будет видно по линейке кадров).
  5. Понажимать кнопочки на клавиатуре вправо-влево, а также исползовать другие инструменты навигации — посмотреть, как оживает мультик. Если какой-то кадр покажется лишним — дойдя до него нажмите клавишу Del. Кадр исчезнет с линейки (но в папке останется — не волнуйтесь!)
  6. Репетиция. Включить внешнюю музыку и/или попроизносить текст голосами персонажей, потренироваться нажимать кнопочки под эти звуки.
    При готовой озвучке. Загрузить готовую озвучку, пользуясь меню «Режим/Загрузить готовую озвучку» .
    Внимание — формат готовой озвучки только «.wav» или «.mp3» другие форматы можно приводить к этим с помощью рекомендованной бесплатной программы Audacity. Или любым известным вам конвертором.
  7. Нажать экранную кнопку «Запись» (или нажать клавишу ПРОБЕЛ на клавиатуре).
  8. Под музыку и/или под своё голосовое сопровождение нажимать клавиши со стрелками ВПРАВО-ВЛЕВО на клавиатуре, или другие клавиши навигации.
    При готовой озвучке. Голосовое сопровождение во время записи использовать не удастся. Зато можно записать голоса заранее, а потом использовать в виде «Готовой озвучки». Рекомендуем для этого бесплатную программу Audacity.
  9. Завершить запись нажатием на ту же экранную кнопку, что и при включении записи (или снова на клавишу ПРОБЕЛ).
  10. Сохранить результат, если он вас устраивает. Меню «Файл/Сохранить как…». При сохранении всегда записывать в ту самую папку, которую обрабатывает МультиПульт. Как правило, именно она и будет Вам предложена, но, на всякий случай, будьте внимательны. Если файл сохранится в другой папке — он не будет работать.
  11. Теперь можно посмотреть, что получилось — нажав на клавишу просмотра. После сохранения можно закрывать программу или начинать работу с новым материалом. В любой момент можно вновь посмотреть (и даже продолжить) запись, выбрав в меню: Файл/Открыть …
  12. Экспортировать результат в видео-файл формата AVI. ВНИМАНИЕ! При работе с программой очень полезно предварительно установить в систему кодек, например вот отсюда: . При экспорте в AVI надо выбрать программу сжатия (кодек) x264vfw . В настройках кодека обязательно поставить галочку Zero Latency — остальные параметры можно оставить как есть.

Другие возможности:

Возможность дозаписи в фильм

Если запись была остановлена, Вы можете продолжить её с последнего записанного кадра. Новая запись соединится с предыдущей и будет «приклеена» к ней «без швов»

Меню «Файл»

Размер кадра при экспорте. Можно выбрать нужный размер и фильм будет экспортироваться с соответствующим разрешением.

Меню «Кадр»

Получить кадры с помощью веб-камеры

Вызвав соответствующий пункт в меню «Кадр», можно снять в свой мультик кадры, с помощью подключённой к компьютеру веб-камеры. Будьте внимательны. Важно выбрать правильное разрешение изображения, а, в некоторых случаях, осуществить настройки камеры.

«Сдвинуть текущий кадр левее/правее » — это позволяет перестраивать кадры в наборе.

Управление… этот пункт меню «Кадры» включает (и выключает) Режим сортировки. Это более радикальная перестановка кадров. При сортировке надо брать кадры по одному и натаскивать их на те кадры, на место которых перетягиваем. Кадр, на который тянем будет сдвигаться правее. Если боитесь запутаться, советуем, перед началом сортировки, сохранить проект 🙂

Редактирование кадров

Любой кадр можно открыть программой по умолчанию (как правило, это Paint) или «Показать кадр в проводнике » и отредактировать с помощью любого привычного Вам графического редактора. Будьте осторожны! если кадр отредактирован и сохранён — его прежнее состояние навсегда утрачено! Очень рекомендуем предварительно дублировать кадр (см. ниже)

После того как кадр отредактирован в редакторе, необходимо Перечитать файл кадра , чтобы увидеть его в МультиПульте в отредактированном виде (или перезапустить весь проект, если кадров отредактировано много и времени не жалко)

Дублирование кадров

Из меню «Кадр» можно вызвать дублирование — очередной кадр будет сдублирован. В дальнейшем его можно перенести на другое место, отредактировать и внести изменения, использовать ещё как-то по своему усмотрению

Меню «Навигация»

Здесь представлены различные возможности перемещаться по кадрам: переходить в следующий и предыдущий кадры, двигаться по кадрам непрерывно с заданной скоростью и так далее.

Особо обратите внимание на закладки (возможности быстрого перехода в нужный кадра нажатием одной клавиши) и телепорты — быстрые автоматические переходы в нужный кадр по достижении кадра с телепортом

И напоследок

Есть ещё много интересных возможностей, которые ждут своего описания. Удачной анимации!

Будем рады услышать отзывы, предложения, замечания по программе. Размещайте их на этой странице в комментариях. Спасибо!

Искусство очень многогранно. Так здорово, что оно может быть и серьезным, и развлекательным. Не только детям, но и взрослым приятно смотреть мультфильмы. Особую нишу среди них занимают мультфильмы из пластилина. Нарисованными уже никого не удивишь, компьютерная графика тоже приелась, а вот данный вариант всегда вызывает море восторга.

Почему так получается? Наверное, потому, что пластилиновые мультики требуют много терпения и времени для создания, а потому берутся за их воплощение в жизнь настоящие художники и любители своего дела.

Что требуется для того, чтобы снять их? Любители креатива и даже профессиональные режиссеры утверждают, что создать пластилиновые мультики может любой человек в домашних условиях. Для этого понадобятся:

  • пластилин разных цветов;
  • камера со штативом;
  • специальная программа на компьютере (Sony Vegas, к примеру);
  • вдохновение и желание творить.

Для начала можно сделать мини-проект, чтобы посмотреть, что получится в итоге, и что нужно учитывать в следующий раз. Слепите простую фигурку, установите фотоаппарат на штатив (или на стопку книг, если такового не имеется) и начинайте снимать. Для того чтобы пластилиновые мультики получились как можно более качественными, делайте снимки как можно чаще. Например, если вы слепили фигурку человека, то на «поднятие руки» должно уйти около 10 кадров. Это действительно очень трудоемкий процесс, поэтому на то, чтобы снять полнометражный пластилиновый мультфильм, может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет.

После того как сделаны все необходимые снимки, нужно перенести их на компьютер. как правило, имеют понятный на интуитивном уровне интерфейс, а потому собрать воедино все изображения, отрегулировать скорость и наложить звук ни у кого не составит труда.

Однако перед тем как создавать собственные шедевры, лучше ознакомиться с тем, что уже было создано профессионалами. Над мультфильмами работают целой командой: здесь есть и режиссер, и сценарист, и оператор, и художник… В общем, дела здесь обстоят так же, как и на съемочной площадке обычного фильма. Актеры тоже задействованы, только они не снимаются, а только озвучивают пластилиновых персонажей.

Признанные шедевры

  • Мультик «Пластилиновая ворона». Вышедший на советские экраны в 1981 году, он сразу покорил зрителей. Повествует о необычных приключениях простого русского мужичка.
  • Серии про Уоллеса и Громита. Существует 3 самых известных получасовых выпуска (первый из которых - это «Пикник на луне» 1989 года), 10 коротких эпизодов, а такжеи полнометражный фильм. Эти пластилиновые мультики рассказывают нам о жизни и приключениях изобретателя Уоллеса и его молчаливой, но умной собаке Громмите.
  • «Коралина в стране кошмаров». Этот мультфильм появился на больших экранах сравнительно недавно, в 2008 году, однако история девочки, попавшей в параллельный мир, на первый взгляд прекрасный, а на второй - полный опасностей, успела завоевать любовь людей по всей планете.

Конечно, существует еще немало пластилиновых шедевров, и, несомненно, каждый из них наполнен особым очарованием.

Согласитесь, среди всех детских занятий: спортивные секции, прогулки, чтение, видеоигры, лего и т. п. лидирует просмотр мультиков. А что если пассивный просмотр заменить активным творчеством? Ведь ваш ребенок может самостоятельно создать мультфильм прямо у себя дома! Это интересное дело развивает фантазию, мелкую моторику рук и повышает компьютерную грамотность. Покажите ребенку, как создать мультик на компьютере, и он наверняка увлечется этим. Начните с самого простого – техники стоп-моушн (stop-motion), «оживления» фигурок. Для первого опыта снимите лего-мультик с человечками из конструктора. Затем расскажите юному мультипликатору, как сделать мультфильм из пластилина или бумаги, а дальше креатив пойдет по возрастающей!

Конечно, важно выбрать простую и понятную программу. Видеоредактор Movavi послужит удобным приложением для создания мультфильмов и пробудит интерес к творчеству. Следуйте нашей пошаговой инструкции и создайте с ребенком мультфильм своими руками!

1. Сочините сценарий

Всякий анимационный фильм, даже мини-мультик, требует сценария. Его не обязательно записывать, просто возьмите известный сюжет и набросайте примерные картинки кадров. А можно сочинить свой сценарий. Представляете, как интересно будет вашему ребенку снимать собственную, пусть и простую, историю?

2. Подготовьте персонажей

Если вы задумали лего-мультик, отберите нужные фигурки из конструктора Лего. Для пластилиновой сказки слепите персонажей из пластилина, сделав им каркас из проволоки для прочности. В качестве героев можно использовать также поделки из бумаги, природных материалов, фигурки из Киндер-сюрприза или миниатюрных кукол.

3. Сделайте покадровую анимацию

Теперь нужно снять серию фотографий, где герои будут менять положение в соответствии с сюжетом. Снимать лучше всего со штативом, но если у вас его нет, можно просто установить фотоаппарат так, чтобы угол съемки не менялся. На каждое простое движение персонажей необходимо сделать минимум 2-3 кадра.

4. Установите программу для создания мультфильмов

Для монтажа мультфильма подойдет как стационарный компьютер, так и ноутбук. Скачайте Видеоредактор Movavi для Windows или Mac на русском языке и запустите установочный файл. Следуйте инструкциям на экране компьютера. По завершении инсталляции программа запустится автоматически.



5. Добавьте фото и создайте видеоряд

Нажмите кнопку Добавить файлы и выберите фотографии для мультфильма. Все выбранные изображения будут автоматически перенесены на Монтажный стол . Чтобы расположить фотографии в нужном порядке, просто перетаскивайте их по Видеотреку . Далее необходимо выставить длительность показа для всех слайдов. Чтобы это сделать, нажмите кнопку Мастер переходов , как показано на иллюстрации, и введите нужное значение в поле Длительность слайдов . Для мультфильма подойдет длительность 100 – 300 мс.


6. Наложите звук

Снова нажмите кнопку Добавить файлы и выберите нужный аудиофайл. При необходимости вы можете обрезать лишнюю часть аудио. Для этого установите красный маркер там, где нужно разрезать трек, и нажмите кнопку Разрезать , как показано на рисунке. Кликните по ненужной части и удалите ее кнопкой Delete на клавиатуре.


7. Сохраните готовый мультфильм




Вы убедились, что создание мультипликационного фильма из фотографий в домашних условиях – это просто. Но и это еще не все! Хотите переместить своих героев на тропический остров или в параллельную вселенную? Нет проблем! Чтобы поменять место действия мультфильма, достаточно сделать фотографии для него на однотонном зеленом или синем фоне и ознакомиться с нашей

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх