Казацкие корабли. Казацкие струги и запорожские чайки

История и идея создания «Чайки»
Идея строительства Чайки, которая возила туристов вокруг Хортицы, датируется где-то с середины 60-х годов 20-го века. Когда создавался Национальный заповедник Хортица, тогда же возникла идея создать казацкую лодку, который бы смог перевозить людей на Хортицу и возить вокруг нее. Затем к этой идее возвращались после обретения независимости. Но только сейчас мы имеем вот такую ​​красавицу, такая лодка, который был создан благодаря частной инициативе одного из жителей нашего города».

Судно создано по чертежам новоманерного казацкого судна 18 века, а точнее периода 1735-39 гг., Времен Русско-Турецкой войны. Соответственно, детали чайки - оригинальные, такие как дубово-килевая часть, дубовые шпангоуты, сосновая обшивка, часть текалажного оборудование - все полностью воспроизведен, как это было. Но есть некоторые новые вещи, без которых просто невозможно сейчас зарегистрировать такое судно и проводить экскурсионную деятельность. В первую очередь, это и спасательные жилеты, и огнетушители, и топоры, и лицензия на мачту (прим. редактора - не слышал еще что на мачту требуется лицензия), и тому подобное. Это то, что требуют при регистрации. Соответственно, из-за того, что судно находится на воде, ради безопасности в некоторых моментах пришлось отойти от первичных чертежей, но в целом это судно представляет собой реконструкцию той запорожской «Чайки». Пушки стреляют, только не боевыми. Весла и паруса функционируют».

«Когда возникла идея создать "Чайку", мы привлекли специалистов - историков, культурологов, туризмоведов и других. Мастер, который построил это судно, это тот самый, который строил суда для фильма «Тарас Бульба». Приятно говорить, что это судно строилось у нас в Кушугуме. Мастера все ласково называли «дядя Толя». К сожалению, в начале июня его не стало».

«В свое время, на таком судне могли находиться 50 членов экипажа. Сейчас такое количество людей судно на борт не берет. На веслах судно достигает скорости примерно 7-8 км / ч. Желающие могут попробовать поработать веслами самостоятельно. Сейчас разработано 7 экскурсионных маршрутов, и 3 переправы, но в связи с правовой коллизией, используется только один».


11 причалов и другие проблемы регистрации

«В связи с тем, что судно воспроизведено по оригинальным чертежам, оно попало в разряд маломерных судов. Специального класса «исторически воспроизведенные суда» не существует. Мы попали в класс вспомогательных, технических судов. На перевозку у нас есть лицензия, оформлено ЧП, платим налоги, то есть полный комплект документов»

«Есть проблема оформления маршрутов. Нам дают разрешение разворачиваться только в трех местах. Я понимаю, что к нам, как к первопроходцам, много вопросов по поводу того, как это все должно работать. С одной стороны это хорошо, что у нас нельзя просто построить какой-то паромик, и прогуливать на нем людей. Проверки должны быть, но хотелось бы, чтобы различные структуры тоже учитывали специфику работы в такой сфере. Все говорят, что город нуждается в улучшении имиджа, туристической привлекательности, так вот, пожалуйста, смотрите, частный предприниматель вкладывает немалые средства, кажется, ему надо помогать, а не мешать?».

«Чайка - судно плоскодонное, во время казачества было рассчитано на то, что оно должно приходить на мели, лиманы. Но по документам «Чайка» должна приставать к причалу. Вообще, когда мы разработали возможные маршруты, нам сказали, что мы должны построить 11 причалов. Владелец не знал, что делать, думал, что идея сойдет на нет» .


Запорожскую чайку уже позвали в Киев и Днепр

«Мы получили запрос из города Днепр, они арендуют судно на праздник Ивана Купала. Это все было проведено официально: объявили тендер, мы в нем участвовали. То есть, понимаете, они готовы платить за то, чтобы в их город пришло такое судно, приняло участие в театрализованном представлении на воде и смогло покатать людей»

«Я не говорю, что город Запорожье обязан финансировать наше дело, тратить средства города, но какую-то поддержку хотелось бы получить. Потому что нам уже звонят даже из Киева, говорят - давайте мы арендуем ваше судно вместе с командой на летний период, заплатим фиксированную плату, а там вы уже сами разбирайтесь, что вы будете делать осенью, зимой, в ненавигационной период. Наша команда хотела бы оставаться в Запорожье, развивать родной город и никуда не идти, но различные бюрократические моменты заставляют задуматься о том, чтобы согласиться на предложения других городов. Надеюсь, не так все плохо и удастся все это урегулировать» .


Во сколько обошлось создание "Чайки"

«Владелец "Чайки" не миллионер, а обычный рядовой гражданин. Он не хочет славы. Он говорит, мол есть капитан, есть команда, пусть они дают комментарии. Зовут его Вадим Калюжняк, он не богат, ездит на стареньком автомобиле, так как все деньги вкладывает в развитие "Чайки"».

«Насколько мне известно, строительство и материалы для "Чайки" стоили около 300 000 гривен. Всего с такелажной частью, двигателем получилось около полумиллиона. Но я не собственник, поэтому я к финансовым вопросов не был привлечен, а вкладывать собственные деньги возможности не имею».

«Первый рейс был в ноябре 2016 года, после этого судно очень долго обкатывали, были определенные технические моменты, которые надо было исправить. Владельцу пришлось дополнительно ездить зарабатывать средства на ее доработки, поскольку многие детали всплыли уже в самом конце»


Команда - профессиональные матросы

«Количество спасательных жилетов на борту превышает в два раза количество пассажиров, которых принимают на судно. Каждый спасательный жилет рассчитан на определенный вес, но никогда не знаешь, какие люди придут. В поездку Чайка может взять около 30 человек, это комфортная количество, перевозим маленькими группами, чтобы избежать всех спорных вопросов. На судно заходили и пожилые люди, на костылях, и дети с пороками развития движения на колясках, это полностью безопасно».

«Команда - это профессиональные матросы, работали на флоте. Кстати, им уже шьют соответствующие костюмы. У капитана есть специальность и все соответствующие документы» .


Что дальше?

«К нам присоединились активные люди, у которых возникла идея построить казацкий зимовник, залога. Она может находиться в урочище Сагайдачного. Казацкая залога - это несколько домиков, выглядит как зимовник, но вместе с тем и сторожевой пост. Они подали такое предложение в Генплан, недавно пришло письмо с поддержкой такой инициативы. Построено это будет за частные средства».

«Чайка все время базировалась на Вырве, она там приписана, оформлена, но она довольно габаритная, поэтому временно базируется в урочище Сагайдачному. Если на законодательном уровне будут определены возможности строительства этой казацкой залоги, то она там и останется»

«Сейчас планы одни - завершить все документальные дела. Потому что мы начали оформление и регистрацию туристических маршрутов еще в ноябре 2016 года. Но вопросов остается еще очень много» .


Сколько стоит покататься

« Стоимость проезда на "Чайке" для взрослого человека - 100 гривен, для детей до семи лет - бесплатно. Маршрут занимает 2 - 2,5 часа. Такой разбег потому, что у людей возникает обычно желание сесть на весла . Конечно , есть спрос у турфирм , которые привозят в Запорожье группы людей. Если раньше это была обзорная экскурсия на автобусе, то сейчас появилась возможность поездить на казацкой Чайке ».


Чайки – задиристые, своенравные птички, готовые на многое ради вкусного обеда. Их существует множество видов, но характер у всех одинаковый. Где обитают эти животные, как предпочитают вить гнезда и воспитывать своих малышей, поговорим в статье.

Описание чаек

Все чайки принадлежат к семейству Чайковых птиц. Наряду с крачками и скиммерами. Существует около пятидесяти видов чаек, встречающихся по всему миру, представленных многочисленными видами. Несмотря на повсеместное использование общего термина «чайки», они располагаются не только в морской, прибрежной или пелагической среде. Большая часть этих птиц прекрасно чувствуют себя, проживая во внутренних средах обитания.

Это интересно! Встречаются они и в заболоченной местности, на территории сельскохозяйственных полей, или даже в городских и пригородных районах вдалеке от берега водоемов. Чаек, в основном, не встретить в крутых горах, самых бесплодных пустынях или плотных джунглях.

Внешность разных видов чаек довольно разнообразна. Окрас животных наталкивал людей во все времена сопоставлять их появление с яркими легендами. Чайки – не исключение. Разновидность этих птиц с оперением розового цвета воистину прославилась. Издавна ходит легенда, что розовые чайки – это красавицы девушки, с которыми расквиталась злая ведьма из-за их неземной красоты. Якобы, она утопила их в розовой воде из зависти, после чего на небе появились розовые птицы – их невинные души, которые и доныне приходят на помощь морякам, попавшим в беду.

Внешний вид

Внешность чайки тесно связана с видовой принадлежностью, ведь у каждого вида свои отличия. Но есть в них и что-то общее. Например, у всех у них длинное, обтекаемое тело аэродинамичной формы. Также почти квадратный хвост и длинные в размахе крылья. Самцы и самочки внешне ничем не отличаются друг от друга. Чайки белого цвета – пожилые представители птиц, молодняк же имеет буроватый оттенок в окрасе.

Это интересно! Вес животного колеблется от 150 граммов до 2 килограммов, в зависимости от вида. Размер – от 30 до 80 сантиметров.

У них средней длины ноги красного или черного цвета и мощный крючковатый клюв . Такая форма необходима для того чтобы можно было удерживать скользкую морскую добычу. Размер птиц колеблется в зависимости от вида. На лапах бывают перепонки. Их наличием могут похвастаться морские представители, у обитателей океана их нет. Окрас чаек контрастный. Белый низ сочетается с темными отметинами на голове и кончиках крыльев птицы. Почти все тело белого цвета, за исключением наличия у некоторых видов маскирующих темноватых полос на спине. Перья чаек водонепроницаемы. Это помогает животному успешно держаться на плаву.

Характер и образ жизни

Чайки – птицы исключительно колониальные. Одна колония может насчитывать до нескольких тысяч взрослых особей и их потомства. Являются ли они оседлыми или перелетными ответить однозначно невозможно. Большинство улетают на время холодов в теплые края, но некоторые остаются вблизи городов, если есть возможность прокормиться на улицах. В отличие от многих птиц, живущих на высоте – чайки летают так же прекрасно, как и передвигаются по суше. Это моногамные животные, заключающие со своей парой союз на долгие годы.

Чайки ведут дневной образ жизни. Большую часть суток они проводят в поиске пищи . Это крайне прожорливые существа, которые в добыче пропитания проявляют немалую смекалку. Например, для того чтобы полакомиться свежим моллюском, запечатанным в плотной раковине, чайка не поленится с раковиной в клюве подняться на высоту, чтобы после бросить его на камень. Панцирь разбивается и, вуаля, кушать подано.

Также чайки ищут еду на улицах города, не боятся людей и даже выпрашивают у них рыбу и хлеб. Эти птицы легко приспосабливаются к любой среде. С раннего утра они кружат над водоемами, лишь к ночи возвращаясь на ночлег в выбранное ранее безопасное место. Такое место должно быть недоступным для хищников и укрыто от пронизывающего ветра.

Сколько живут чайки

В среднем, в дикой природе чайки живут от 15 до 20 лет.

Виды чаек

Около 60 видов птиц относятся к семейству Чайковые. Внешность незрелых птиц сильно разнится с их старшими собратьями, поэтому, рассмотрим видовые особенности взрослых особей. Озерная чайка – один из наиболее распространенных видов. Его голову украшает коричневая отметина на лице с контрастно белым затылком и телом. Это обитатель пресных вод озер и рек, длина птицы составляет около 40 сантиметров, а вес 250-350 граммов.

Малая чайка – размерный рекордсмен. Это самый маленький представитель семейства. Их вес редко превышает отметку 100 граммов, а размер 30 сантиметров. У них полностью черная голова, селиться предпочитают на болотах, реках и озерах. Средиземноморская чайка отличается от других яркими желтыми ногами, радужкой глаза и клювом. Это белоголовые птицы с сероватыми крыльями, вокруг глаз у них красные круги. Селится средиземноморская чайка на побережье.

Реликтовая чайка стоит на грани исчезновения. В теплое время года на совершенно белом теле этой птицы виднеются черные отметины на голове и кончиках крыльев. Зимой же – окрас становится просто белым. У нее ярко красные ноги и клюв. Длина птицы 45 сантиметров. Черноголовый хохотун – особь довольно крупная. Длина его тела достигает 70 сантиметров. Вес богатыря колеблется в районе 2 килограммов. У них серые крылья, белое тело, черная голова и оранжевый, с черной меткой на кончике, клюв. Возле глаза сверху и снизу расположено белое пятно.

Морской голубок – пятидесяти сантиметровая птица, с белой головой, серыми крыльями и спиной . У него изящный красный клюв и лапы. В хвосте и крыльях есть вкрапления черных перьев. Серебристая чайка поражает своей красотой и агрессивностью одновременно. Полуторакилограммовая светлая птица имеет серые крылья и черный хвост. Лапы розовые, клюв желтый, на конце загнутый.

Довольно крупный вид чаек – клуша. Весит она до 800 граммов, вырастает до 55 сантиметров в длину. У нее белое туловище, за исключением серых крыльев. У птицы желтые ноги и клюв, загнутый на кончике, красные круги вокруг глаз. Хохотунья, она же степная чайка, достигает размера 65 сантиметров. Это довольно крупный представитель. Не смотря на свои 1,300 кг, выглядит она изящно и гордовито. Клюв и ноги желтые, тело белое, увенчанное серыми крыльями и черными перьями в хвосте.

Это интересно! Полярная чайка – крупное животное, обитающее в арктических районах. Конкретнее – на севере Гренландии и Канады.

Морская чайка – наиболее крупная из всех. У нее белый окрас, за исключением темно-серых крыльев. У птицы бледные розовые лапы и желтый клюв. На кончике он изогнут и имеет яркое красное пятно. Чернохвостая чайка близка по размерам к сизой – 75 сантиметровой птице. У нее белые грудь, живот, спина и голова. Хвост чернохвостой чайки украшает четкая смоляно-черная линия. Особенно красив ее клюв, имеющий на кончике красную и черную отметины.

Вилохвостая чайка вырастает до 35 сантиметров. У нее есть интересная особенность: во время брачного периода голова животного окрашивается в темно-серый цвет. По прошествии этого времени она снова становится белой. Тело белое, крылья серые, в хвосте есть яркие черные перья. Белая чайка живет в Арктике. Белое пятно ее тела разбавляют черные лапы и желто-зеленый клюв.

«На море ни один корабль не находится в безопасности,
если встретится с чайками»
Эмиллио Дасколи

Э тот румб посвящен необычным ладьям, получившим имя "Чайка" за скорость, маневренность и надежность. Как бесстрашные птицы улетают на десятки километров в открытое море, так и украинские лодки-ладьи уходили от своих поселений в дальние походы. "Чайки" непосредственно связаны с Украиной и ее народом, столетия боровшимся за свободу и независимость.

У краина, как государство, берет свое начало в Киевской Руси - государстве, образовавшемся во второй половине IX столетия. Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в процессе исторического развития восточно-славянских народов; но пала, раздираемая внутренними противоречиями и ударами монголо-татарских орд.

В результате ослабления Киевской Руси, ее земли попали под влияние Литвы и Польши. Разорительные нашествия Золотой Орды, позже султанской Турции и ее вассала - Крымского ханства, а также господство польских, литовских, венгерских феодалов вели к обнищанию украинского народа и его исходу на необжитые земли.

С середины XV века таким прибежищем стали низовья реки Днепр, где была основана Запорожская Сечь военизированное городище свободных поселенцев. Поселенцы получили общее имя - казаки, что означает в переводе с тюркского языка "вольные люди". На днепровских островах и в плавнях казаки сооружали охранные укрепления засеки, откуда и появилось слово "Сечь".

Запорожская Сечь - это не что иное, как Запорожское укрепление. Сечь вела постоянную борьбу с турецко-татарской агрессией. Казаки совершали постоянные набеги на Крым и доходили по Черному морю до пределов Турции. Основной единицей военной казачьей организации был полк во главе с кошевым. В казацкий полк входили как конные, так и пешие воины. Он оснащался стрелковым оружием и артиллерией. Для участия полка в походе строились вместительные и быстрые ладьи -"чайки".

Обратимся к "Описанию Черного моря и Татарии", которое было составлено доминиканским аббатом Эмиллио Дасколи, префектом Каффы в 1634 году.
"На крайних пределах Руссии есть скалы и леса, образующие как бы остров на реке Днепр, где живут россы, называемые иначе казаками. Дабы мстить татарам, ежегодно набегавшим на их земли с целью грабежа, стали последние тридцать лет спускаться на выдолбленных челнах в Черное море, причиняя немало вреда прибрежным местам Татарии.

На море они вначале завладевали маленькими судами и, поощряемые удачей в своих предприятиях, с каждым годом стали забирать все большие суда и в большем количестве, и, наконец, дошли до того, что десять лет тому назад триста челнов вышли в море и сразились с целым флотом падишаха.

По словам всех очевидцев, если бы в день битвы была тихая погода, то ни одна галера турок не вернулась бы обратно. Однако, поднявшаяся сильная буря разметала "чайки", и туркам, идущим под всеми парусами, удалось потопить несколько. Однако с тех пор и по настоящее время до 30, 40 и 50-ти челнов спускаются ежегодно в морс и в битвах причиняют столь жестокий вред, что берега Черного моря стали совсем необитаемы, за исключением некоторых мест, защищенных крепостями. На морс ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружен, не находится в безопасности, если, к несчастью, встретится с "чайками", особенно в тихую погоду.

Казаки так отважны, что не только при равных силах, но и двадцатью "чайками" не боятся тридцати галер падишаха, как это видно ежегодно на деле. Всего три года тому назад они забрали две большие галеры и преследовали остальные. Ладьи-"чайки" длинноваты, вмещают до 50 человек и могут двигаться как на веслах, так и под парусами. Дабы они могли выдерживать жестокие бури, их обвязывают вокруг бортов камышом, который поддерживает их на воде".

Эмиллио Дасколи сравнивал казацкие "чайки" с фрегатами, но не трехмачтовыми военными кораблями, ставшими основой флотов морских держав XVIII века, а с небольшими, беспалубными судами, управляемыми латинским парусом и 8 - 10 веслами.

"Фрегаты эти быстроходны, поворотливы и довольно схожи с "чайками" казаков". Другие современники отмечали, что "чайки" - суда грубой работы речной техники, державшиеся на воде во время шторма благодаря снопам камыша, и что ходили в море на таких простых лодках только отчаянные люди, и только в летние месяцы.

На Запорозькій Січі суднобудівництво здавна розвинулось і досягло високого рівня й досконалості. Козацькі майстри-корабельники славилися і за межами України. Їх часто запрошували й до Москви, щоб вони навчали корабельної справи.

Безпалубний плоскодонний човен запорізьких козаків XVI-XVII ст. у вигляді величезної видовбаної колоди, по бортах обшитої дошками. Довжина – близько 18м, ширина й висота бортів – до 4м. Ззовні бортів для збільшення остійності і плавучості кріпився очеретяний пояс. Човен мав поперечні переборки і лави, щоглу з вітрилом, 10-15 пар весел, носовий і кормовий рулі, уміщав до 70 чоловік. Озброєння – 4-6 фальконетів (гармати калібром 30 мм.). На борту був запас зброї та провіанту достатній для тривалих морських походів.

Одну чайку споруджувало впродовж півмісяця понад 60 чоловік. Техніка суднобудування, якою володіли майже всі козаки, не була надто складною. Запорожці зрубували високу липу чи вербу і, очистивши її від галуззя, видовбували днище. До нього кріпили дубові ребра, на які зверху вниз нашивали дубові дошки довжиною 3,5 метра, шириною 30 сантиметрів. На носі й кормі споруджували щось на зразок кают .

Тут зберігали провіант, боєприпаси й зброю. До кожного кінця човна прилаштовували окреме стерно, завдяки чому чайка в будь-який момент могла змінити курс на 180 градусів.

Ілюстрація «чайки» запорозьких козаків з книжки Ґійома Левассер де Боплана 1660 р.

У центрі на спеціальному станку укріплювалась щогла з вітрилами, з обох боків човна було від 20 до 40 весел. Отже, чайки котрі одночасно приводились у рух веслами й вітрилами, були дуже маневреними. Борти човна обкладали в"язанками очерету завтовшки від півтора до двох з половиною метрів. Ця своєрідна захисна одежина утримувала судно на поверхні й захищала од ворожих стріл і куль. Запорозькі чайки сягали у довжину 15-22 метрів, у висоту не більше 4 метрів, а в ширину - 6 метрів. Човен брав на борт 40-60 козаків.

Над чайками-дубами, що стояли у гавані, підносилися високі, стрункі трищоглові кораблі. Вони мали дві палуби, двоярусну рубку у формі намета, де розміщувалася старшина (до 10 чоловік). Обабіч рубки було по 4 каютних ілюмінатори. По бортах, на нижніх і верхніх деках судна, виглядали з люків грізні дула фальконетів - невеликих кованих залізних чи мідних гармат.

До складу запорозької флотилії входили навіть підводні човни. Звичайно, з нашого погляду вони здаються досить примітивними. Проте факт їх існування у XVI ст. становить великий інтерес.

Очевидно, запорожці використовували різні види суден залежно від стратегії й тактики морського бою. Особливістю козацького флоту було те, що чайки могли пришвартовуватися до будь-якого берега.

Інші козацькі кораблі:

ДУБ - друга пол. ХVІІ - XVIII ст. - Вітрильне вантажне судно прибережного плавання, що застосовувалося в пн.-зх.. Причорномор"ї і гирлах Дніпра, Дону і Бугу. Дуб – вантажне вітрильне судно прибережного плавання. На відміну від чайок дуби мали дві або три щогли з вітрилами. Назвою «Дуб» козаки підкреслювали міцність своїх суден та їх високотонажність до 100 тон. Під час воєнних походів на Дубах перевозили визволених із неволі співвітчизників та велику кількість захоплених гармат.

Спочатку в основі був довбаний човен і будувався з набойнимі розваленою бортами. Вилиці закруглюються, мало похилий форштевень, транцевой корму і навісний кермо. На двох щоглах по рейкового вітрилу. На прямому бушприті клівер. Дл. до 20, шир. до 6-7, висота борту до 1,8 м, вантажопідйомність до 100 т.

СТРУГ - козацька човен ХУІ-ХУІІ ст. - Основний тип суден, на яких донські і яїцькі козаки здійснювали морські походи. Козацький струг відрізнявся легкістю, повороткість і швидкохідністю. Однодеревий корпус оковувався залізом, по бортах для збільшення остійкості і непотоплюваності кріпили пояс з снопів очерету. Ніс і корма були гострими, палуба була відсутня, на носі й у кормі розташовувалися горища. Струг мав щоглу висотою бл. 11м з прямим вітрилом, 16-40 весел. На кормі, іноді в носі розташовувалися загребні (рульові) весла. Озброювалися декількома фальконетами, вміщували 50-100 чол.

Довжиною. 15-21, шириною 5,5-6 м. Ранні струги і чайки практично не мали відмінностей, пізніше у стругів почали чітко розрізняти ніс і корму, яка стала робитися заокругленою

БАРКАЗ - друга пол. XVII - перша пол. XVIII ст. (Від гол. Ьагкае від ісп.Ьагкага, італ. Ьагсассіо) - Невелике вітрильне судно, поширене на Чорному та Азовському морях. Вітрильне озброєння латинське, з клівером, на короткому горизонтальному бушприті. Довжина - 8-12, шир. 2,4-3 м, висота борту 1-1,3, осаду ок. 0,75 м.

Під час російсько-турецьких воєн (друга пол. XVII ст.) Використовувався козаками під час морських походів.

ДУБОК - XV - XVI ст. парусно-гребний рибальський човен зі шпрінтовим (раніше прямим вітрилом). Ранні човна в основі мали довбаний човен-дуб. Довжина - 10 м, ширина близько 2,5 м, осадка 0,5-0,6 м. Добре збережений дубок знайдений в районі м. Бендер на річці Дністер. Його вік перевищує 500 років. Радіовуглецевий аналіз датував деревину 1420 ± 50 років. У деревині збереглися отвори для прив"язування снопів очерету або розтяжок щогли.

Дубок став прабатьком чайок, що були спочатку ні чим іншим, як дубками з надбудованими бортами.

НАПІВГАЛЕРА - друга пол. XVIII - початок XIX ст. До них відносяться малі галери скампавеї. Скампавея (від італ. Scampare тікати, зникати, via - геть) - невеликий швидкохідний гребний корабель - зменшена на 30-40% венеціанська галера. Вони будувалися на Дону і Азовському морі, а з 1790 р. в Бендерах і Кріулянах для військових дій проти Туреччини на Дністрі та Дунаї. Дл. 20 - 22, шир. 3, осадка 0,7 м., 12-18 пар весел, 1-2 щогли з косими вітрилами.

Озброювалася 1-4 фальконетами. Перевозила десант (включаючи екіпаж) до 150 чол.

БАЙДАК – середній по величині річковий човен. Будова його схожа до чайки. Довжина човна – 7-8 м., ширина – 2м., осадка човна – 1 м. В човні присутньо 8 веслярів, місткість човна 16-20 чол. Байдак активно використовувався на початкових етапах розвитку козацької морської справи, для хадіння в руслах Дніпра. Виконав роль прототипа чайки. Нині човен з дещо зміненою конструкцією будови днища, має назву ЯЛ. Використовується як шлюпка на великих морських кораблях, а також тренувальний човен основного курсу мореплавства.

…ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружен, не находится в безопасности, если, к несчастью, встретится с «чайками»…
Эмилио Дасколи, «Описание Чёрного моря и Татарии», 1634 год

Запорожские казаки были выдающимися воинами: умелыми, хитрыми, терпеливыми. А уж отважными – до полного безрассудства. Об этом часто говорят, и нельзя сказать, что только из патриотизма. Приведённая оценка – это сборная цитата из записей иностранных хронистов того времени. Приятно, когда твоё мастерство признают благодарные потомки, но вдвое большая честь – когда его признал враг, с которым ты воюешь. Казаки удостоились такой чести.

Быть хорошим воином в случае казаков означало быть хорошим моряком. На суше украинцы воевали только с поляками. С татарами и турками приходилось иметь дело на море. И если с Польшей можно было как-то договориться, то с Османской империей и Ханством – нет. Это были враги навсегда. Казаки твёрдо знали, что их морской бой никогда не закончится. Что ж, если речь идёт о выживании – все средства хороши.

Лучшая стратегия в подобной войне – упреждающий удар. Казаки не стеснялись наносить такие удары. «…по настоящее время до 30, 40 и 50-ти челнов спускаются ежегодно в море и в битвах причиняют столь жестокий вред, что берега Черного моря стали совсем необитаемы, за исключением некоторых мест, защищенных крепостями, – не мог поверить своим глазам доминиканский аббат Эмилио Дасколи. – На море ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружен, не находится в безопасности, если, к несчастью, встретится с «чайками», особенно в тихую погоду».

Чайкой в шестнадцатом-семнадцатом веке называли казацкое военное судно. Дасколи не преувеличивал – это слово понимали и одинаково произносили на всех языках, бытовавших на берегах Чёрного моря. Когда его выкрикивали на палубе турецкого корабля, экипаж начинал молиться Аллаху.

Чайки нельзя было назвать последним словом судостроения. Они изготовлялись просто, даже примитивно, чему очень удивлялся французский инженер Гийом Боплан, оставивший подробные сведения о чайках в «Описании Украины» 1660 года. Эта простота и была залогом ходкости и маневренности, из-за которых казацкие лодки прозвали в честь птиц. Строительство начиналось с того, что из липового, дубового или вербового ствола выдалбливали киль – основу будущей лодки. По бокам к килю прибивали ярус досок, к нему – следующий, и так далее, надстраивая борт судна, пока он не достигал трёх с лишним метров в высоту. Длина готового корпуса могла быть от 15 до 20 м., ширина составляла 3,5 — 4 м. Плотно сколоченный борт тщательно просмаливали.

Корма и нос чайки не различались: «Сии суда имеют руль и с носа, и с кормы», – изумлялся Корнелиус Крюйс, адмирал Петра I. Это помогало мгновенно, без разворота менять курс на противоположный, всего лишь начав грести в обратную сторону. Палубы не было, казаки ходили прямо по днищу, а для гребцов делали скамьи, сажая по два человека на весло. Вёсел на чайке было от 10 до 15 пар. На судне делали гнездо для установки мачты, но не ставили её сразу, а возили с собой в разобранном виде. Складная мачта стала одним из тех изобретений, которые так проклинали турки. Без мачты чайку нельзя было заметить издалека – борт поднимался из воды на 75 см, или чуть больше, а казаки, завидев врага, могли пригнуться или лечь на дно.

Но настоящим кошмаром для турок стала другая выдумка: снаружи вдоль борта чайки шёл толстый «пояс» из вязанок камыша – более полуметра в диаметре. В таком количестве лёгкий камыш держал лодку на плаву, даже если она была заполнена водой. Турецкие корабли не могли потопить чайку ни с первого ядра, ни с десятого, а больше они выпустить не успевали – казаки уже были у них на борту. Обстрел в упор из ружей тоже не приносил успеха – пули вязли в камыше, за которым прятались моряки. Камышовый «спасательный круг» давал возможность затопить чайку у поверхности в укромном месте, уйти в поход, а потом прийти и вытащить её из воды несколько дней спустя. Турки, постоянно привязанные к своим кораблям и слишком заметные из-за них, только мечтали о такой свободе.


Другим предметом зависти турок была быстроходность чаек. Казацкие лодки запросто развивали скорость в восемь узлов на одних только вёслах. Путь от устья Днепра до турецкого порта Анатолии – то есть, через всё Чёрное море – казаки проделывали за 35 — 40 часов. Турецкие галеры на их фоне выглядели медлительными и неповоротливыми. Можно понять Дасколи, писавшего: «Казаки так отважны, что не только при равных силах, но и двадцатью «чайками» не боятся тридцати галер падишаха, как это видно ежегодно на деле». Казаки, конечно, были отважны. Но галер они не боялись не поэтому.

У казаков не было верфей в промышленном смысле этого слова – таких, какие были в Османской империи. Их отсутствие приходилось восполнять инженерной изобретательностью. Над одной чайкой работали 60 мастеров – зато справлялись за две недели. Казаки могли потерять весь флот, и за месяц построить новый. В их распоряжении не было имперских ресурсов – чайка, наверное, самый экономный корабль в истории судостроения. Кроме дерева, на неё шло две бочки смолы, около 210 кг железа, чуть больше 40 м каната и 140 м всякого шнура и верёвки, чтобы привязать к борту камыш. Турки на одну галеру тратили полторы тонны железа и 1,7 тонны каната – на снасти, которые их всё равно не спасали.

Каждое казацкое судно было вооружено несколькими фальконетами – пушками калибра 45 мм. Но главным на чайке – тем, что делало её вёрткой, опасной, внезапной – были моряки. Разместившись по 50-70 человек на одном судне, они налетали на всё, что двигалось в Чёрном море, и оставляли после себя лишь горящие остовы. Абсолютным военным триумфом по праву считается операция 1652 года, когда 1000 казаков на чайках напали на Стамбул, разгромили порт, опустошили окрестности и скрылись со 150 пленниками. В погоню было пущено десять турецких военных кораблей. При попутном ветре корабли – редкий случай – настигли флотилию чаек, переполненных добычей. Но казаки потопили большую часть судов, а остальные разогнали. Один турецкий хронист даже писал, будто… Впрочем, это – уже другая история.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх