Духовные поучения преподобного амвросия оптинского. Скорби и искушения

На российской земле появлялось много святых - они становились учителями веры и примерами благочестия для современников, последующих поколений. Великий духовник, живший в XIX в., родился в Тамбовской губернии в 1812 г. Родители, Михаил и Марфа Гренковы, нарекли сына Александром, в честь святого князя А. Невского. Но больше он известен как преподобный Амвросий Оптинский. Прославился своими духовными наставлениями, наполненными юмором и глубоким смыслом. Молитвенной защиты у праведного старца просят сегодня тысячи верующих, получая в ответ исцеление от физических и духовных недугов.

Краткая биография святого

В семье Гренковых дед был священником, отец - пономарем. Глава семьи рано умер, поэтому Саша с братьями и сестрами (было еще семеро детей) проживал у дедушки. В 12 лет мальчика отдали в Тамбовское духовное училище. Успешно закончив его, он был отправлен в Семинарию.

Александр обладал живым нравом, остроумием, за что его любили товарищи. Будущее энергичного и талантливого юноши представлялось довольно радужным. Получил прекрасное образование, мог рассчитывать на хорошую должность. Но Господь распорядился по-другому. Как говорил святитель Филарет, Бог избирает будущих своих слуг от материнской утробы, но призывает в определенное время. Случается, что люди не сразу подчиняются Его воле, но рано или поздно все равно следуют туда, куда велит Создатель.

Подобная история есть и в житии Амвросия Оптинского. Перед окончанием семинарии юноша тяжело захворал - здоровье часто подводило его и в дальнейшем. Он пообещал Господу, что если поправится, уйдет в монастырь. И выздоровел. Однако, обет свой исполнять не торопился. Молодому человеку было тяжело отказаться от мирского. Устроился педагогом к богатому помещику, получал хорошее жалование. Затем поступил в Духовное училище г. Липецка - преподавал греческий язык.

Однако, высшее призвание напоминало о себе. Вместе с другом Алексей поехал в паломническое путешествие: побывал в келье у старца Иллариона, насельника Троице-Сергиевой лавры. Именно этот благочестивый духовник посоветовал юноше идти в Оптину пустынь. Встреча оказала большое влияние на дальнейшую судьбу молодого человека.

Сразу после завершения поездки он тайно бежал в обитель. Вероятно, опасался, что поддастся на уговоры родни и друзей, побоялся не исполнить данный Богу обет. Так осенью 1839 г. в Оптиной появился новый послушник. Поначалу жил в гостинице, вскоре перешел в обитель. Служил чтецом у знаменитого старца Льва, нес послушание на монастырской кухне, в пекарне. Помогал также преподобному Макарию.

Основные вехи духовного пути:

  • Ноябрь 1842 г. - пострижение в мантию с именем Амвросий.
  • Декабрь 1845 г. - рукоположение в священника (иерея).
  • 1846 г. - принятие схимы.

Господь забрал к себе старца 23 октября 1891 г. - сегодня это официальный день памяти преподобного. Святые мощи Амвросия Оптинского были обретены летом 1998 г.

Состояние здоровья

Высоко ценили смиренного монаха в обители - сделали помощником старца Макария в духовном послушании. Однако, здоровье инока сильно пошатнулось. Настолько, что опасались внезапной кончины. Поэтому батюшку благословили на принятие великой схимы - обычно в нее постригают перед смертью. Нового схимника вывели за штат и оставили без послушаний на иждивении монастыря.

Господь проявил милость, и преподобному понемногу стало лучше. После кончины св. Макария на него легло послушание старчества. Болезни полностью не оставили праведника - приступы гастрита, нервные болезни, простуда постоянно давали знать о себе. Усугубил положение вывих руки. С 1862 г. старец перестал посещать богослужения в храме, почти не выходил из своей кельи.

В 1862 г. открылось геморроидальное кровотечение, положение было очень тяжелое. Братия привезла чудотворную икону Царицы Небесной «Калужскую». Возле постели больного отслужили молебен. Старцу стало легче, но болезнь периодически возвращалась. К своим недугам относился с большим терпением. Считал, что каждому требуется очищение от грехов, помимо покаяния. Поэтому скорби он принимал как милость, благодаря которой духовно возрастал.

Амвросий Оптинский не удостоился церковных должностей, много лет был просто иеромонахом. При обители также не сделал карьеру игумена или архимандрита, принял смерть в сане иеросхимонаха. Но народ его очень любил, потому что он ценил не звания, а добрую душу. Простые люди всегда могли прийти в келью преподобного за советом, никто не получал отказа.

Для любого посетителя имелось у старца нужное слово - и для простой крестьянки, которая ухаживает за барской птицей, и для образованных господ, приехавших из больших городов. Жил монах по такому расписанию:

  • Подъем - в 4 ч. утра. Начиналось монашеское правило (у иноков оно другое, чем у мирян) совместно с келейниками.
  • Молитва в уединении.
  • Прием насельников монастыря начинался в 9 утра, затем следовали приезжие.
  • Вечерние молитвы читались довольно поздно - уже в 11 вечера. Только к полуночи преподобный оставался наедине со своими мыслями, мог недолго отдохнуть.

Подобным образом святой прожил три десятилетия. Не чуждался преподобный принимать женщин . До этого такие беседы в обители не проводились. Но Амвросий Оптинский никому не отказывал, в 1884 г. даже основал женский монастырь в с. Шамордино, что недалеко от обители.

Чудеса и святые места преподобного

В основе монашеской жизни лежит молитвенное служение Богу и людям. Оно незаметно окружающим, но плоды иноческого труда проявляются в виде особых духовных даров, которые имел Амвросий Оптинский.

В чем помогает молитва преподобному, нельзя сказать однозначно, ведь каждое чудо дается по вере конкретного человека. Но известно о многих случаях исцелений. Лечил недуги иногда простым прикосновением, благословлял пить травяные сборы. Но главное, обучал людей молитве, общению с Богом:

  • Вылечил женщину, страдавшую язвой желудка, после чего хирургическое вмешательство стало ненужным.
  • Помогал крестьянам преодолеть тягу к алкоголю, курению.
  • Исцелил на расстоянии подростка, который мучился воспалением ушей и горла.
  • По молитвам святого бесплодные женщины рожали здоровых детишек.

Последний час праведник встретил в основанной им Казанской пустыни, где находили приют бедные женщины, которым некуда было податься. После кончины тело перенесли в Оптину. Мощи издавали приятное медовое благоухание , во время похорон шел дождь, но свечи, стоящие возле гроба, не погасли. На похороны пришло очень много людей, погребли останки около храма - так принято в монастырях.

На могилке также стали происходить чудеса, свидетельства о которых хранятся в летописи обители. Церковная память иеросхимонаха совершается трижды в году: 10 июля (обретение мощей), 23 (день кончины) и 24 октября (собор старцев Оптинских). Мощи ныне покоятся во Введенском Соборе монастырской пустыни, в приделе, который освящен во имя преподобного. Есть храмы имени святого в Санкт-Петербургской, Кировской, Тверской епархиях.

Скит преподобного Амвросия Оптинского в Белоруссии стал еще одним святым местом, которое связано со старцем. Находится он в Гродненской области, с. Русаково. Основан по благословению архиепископа Гурия в 2005 г. Начинать приходилось с нуля. Сегодня в скиту есть храм, гостиница для паломниц. Насельницы ведут хозяйство, работают на огороде, выращивают травы. Они изготавливают лекарственные сборы и мази. Скит поддерживает дружеские связи с Оптиной пустынью.

Обращение к иконе

Необязательно совершать паломничество, чтобы помолиться Амвросию Оптинскому. Икону можно поставить дома. Святой услышит обращение независимо от того, где находится верующий. На иконе изображают старца, убеленного сединами, в монашеских одеяниях. Как правило, лик бывает весьма похож на прижизненные фотографии и портреты праведника. В руках у монаха - четки, что символизирует обретение молитвенного дара. Говорят, что мир еще стоит только благодаря службам, которые совершают в обителях.

Обращаться к праведникам принято после прочтения молитв к Господу и Божией Матери . Читают акафисты, совершают молебны. Разрешено молиться своими словами, поверяя духовные и житейские проблемы. Важна искренность, вера в то, что помощь будет оказана.

Хотя преподобный был хорошо образован и обладал острым умом, говорил с духовными чадами очень просто. Его поучения известны краткостью, меткостью, юмором. Они легко запоминаются, служат верующим руководством во многих житейских ситуациях. Часто приходящие спрашивали о том, как нужно жить. Батюшка отвечал с долей иронии: «Жить - не тужить».

Если вдуматься, то здесь не просто шутка, а указание на то, чтобы человек избегал лени и уныния. Последнее старец считал опасным как для души, так и для тела. Унылый человек ничего не хочет делать - не молится, не ходит в храм, работает спустя рукава. Так христианин поддается дьявольским наветам и начинает скатываться в бездну грехов.

Наказывал никого не осуждать и никому не досаждать. Ведь для многих подобное поведение привычно. А схимник призывал воспитывать в душе смирение , считать себя последним из людей. По его словам так жить намного проще. Только взращивая в сердце смирение, можно стяжать добродетели, необходимые для спасения.

Полезны наставления схимника в любой ситуации. Они вне времени, потому что человеческая натура остается неизменной. Гордыня и страсти властвуют над людьми, заставляя их совершать грешные поступки. Мудрый старец сумел подыскать такие слова, что самые сложные духовные истины становятся понятны каждому.








Преподобный Оптинский старец Амвросий родился два века тому, причислен к лику святых 25 лет назад – в год 1000-летия Крещения Руси. Именно благодаря этому доброму, веселому, простому старцу в Оптину Пустынь потянулись люди со всего мира.

«Как на людях я родился, так все на людях и живу», – шутил преподобный Амвросий, вспоминая что родила его мама в бане, в день семейного праздника, когда в доме было много гостей.

В 12 лет Александра (так звали святого в миру), который рос веселым, бойким, смышленым мальчиком, отдали в Духовное училище, которое, без особых усилий, он закончил первым в классе. Так же легко учился он и в семинарии. Здесь, более всего полюбив Священное Писание, богословские, исторические науки, он получил те знания, которые пригодились ему в будущем.

Пережив ряд испытаний, в 28 лет Александр оказался в месте своего будущего подвига, – в Оптиной Пустыне, и в 30 лет был пострижен здесь в мантию с именем Амвросий.

Промыслом Божьим ему открылся путь духовничества и старчества. Целыми днями его келья была открыта. Старец принимал с одинаковым расположением и любовью и старушек, и известных общественных деятелей, и писателей, среди которых были Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, Л.Н. Толстой, М.Н. Погодин и другие.

Чем же так привлекал к себе сердца людей преподобный Амвросий?

«Нужно жить не­лицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно».

«Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».

Именно таким способом часто разговаривал старец со своими посетителями.

Преподобный Амвросий, наделенный от Бога дарами рассудительности, любви к ближнему, прозорливости и чудотворения, был смирен и никогда не учил прямо от себя, свои слова основывал на словах Священного Писания или говорил сокровенно, скрывая свое знание за словами: «люди говорят». Даже дар исцеления святой старец скрывал, посылая больных к известным чудотворным источникам или святыням.

Предлагаем вам некоторые из поучений старца Амвросия, а также его искрометные пословицы и поговорки.

Поучения

Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается земли, а остальным непрестанно вверх стремится; а мы заляжем на землю, и встать не можем.

Рассуждение выше всего, а благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего.

Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре, потому что без испытания добро твердо не бывает.

Главное дело нашего исправления и спасения зависит от нас самих; а со стороны в этом бывает только вспомоществование, хотя и немалое, потому что в каждом деле и в каждом искусстве потребно показание. А без показания простолюдин лаптя не сплетет, девушка чулка не свяжет.

Наставления других действуют на ум, а наставления матери – на сердце.

Настойчивость нигде не числится среди добродетелей, а скорее составляет недостаток, даже и в людях великих.

Жить в простой хижине и не смирятся – к хорошему не приведет. Немощному душой и телом полезнее жить в удобной келье и смиряться, зазирая и укоряя себя за удобство и просторную келью.

Христианское рассуждение требует, чтобы мы не только поступки свои, но и самые мысли и мнения поверяли по правилам закона православного, и по правилам святоотеческим, и прежде всего по заповедям Божиим. И что в нас несогласное с заповедями Божиими и правилами святоотеческими, в том должно приносить покаяние и смиряться перед Богом и людьми, а не придумывать новые правила в свое оправдание.

Бог и великие грехи прощает человеку против Него Самого; но согрешения против ближнего не прощает, если с ним не умиротворится и не удовлетворит его как следует.

Если оставим свои хотения и разумения и потщимся исполнять хотения и разумения Божии, то во всяком месте и во всяком состоянии спасемся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не поможет. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при Самом Спасителе не принесла никакой пользы.

Поистине, отчаяние хуже всех зол. Положим, что человек иногда много и очень страдает, но мало таких людей, которые страдают по примеру праведного Иова. Большая часть страдающих из нас подвергается страданиям как следствиям или неправильных мыслей и мнений, или ошибочных действий. Но есть для страждущих утешительное слово апостола: «Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12:6).

Как бы ни казались благовидны и достоверны приходящие помышления, но если они приводят в смущение, это явный признак, что они с противной стороны и, по Евангельскому слову, называются волками в овчих кожах. Правильные помышления и рассуждения успокаивают душу, а не возмущают.

Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будующую, где он с ним будет праздновать Пасху вечную.

Пословицы и поговорки

"Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему - утешение",

О жиз­ни как подготовке к вечности: "Как поживешь, так и умрешь"

"Отчего человек бывает плох?" - "От того, что забывает, что над ним Бог"

"Дом души - терпение, пища души - смирение. Если пи­щи в доме нет, жилец лезет вон"

"Умудряйся и смиряйся. Других не осуждай"

"Кто уступает, тот больше приобретает"

"Смиряйся, и все дела твои пойдут"

"Кто мнит о себе, что имеет что, тот потеряет"

"Ес­ли очень зацепят тебя, скажи: не ситцевая, не полиняешь"

"Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться"

"Ты молчи пред всеми, и тебя будут все любить"

"В скорбях помолишься Богу, и отойдут, а болезнь и палкой не отгонишь"

"Неиспол­ненное обещание все равно, что хорошее дерево без плода". "Не хвались, горох, что ты лучше бобов: раз­мокнешь - сам лопнешь"

«Если кого хочешь уколоть сло­вом, то возьми булавку в рот и бегай за мухой"

«"Гордых сам Бог исцеляет" - что зна­чит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылают­ся от Бога, а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет и все будет говорить: "достоин сего" »

Многие пословицы соотносятся с текстами Священного Писания:

"Иди мытаревым путем и спасешься"

"Не судите, да не судимы будете"

"Надо вниз смотреть. Ты вспомни: земля еси, и в землю пойдеши"; "Благословля­ющие уста не имут досаждения"

"Томлю томящего мя. Истома хуже смер­ти"

"Царствие Божие не в словах, а в силе: нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение"

"Иди, куда по­ведут; смотри, что покажут, и все говори: да будет воля Твоя!"

Одной начальнице монастыря на ее слова, что народ, поступающий в обитель, - разный, старец ответил: "Мрамор и металл - все пойдет". Потом, помолчав, продолжал: "Век медный, рог железный, кому рога не сотрет. В Священном Писании сказано: Рог грешных сломлю, и воз­несется рог праведного (Пс. 74. 11). У грешных два рога, а у праведного один - смирение". (Два рога грешных здесь обозначают, видимо, две страсти - гордость и тщеславие.)

Часть пословиц, имеющая параллели с русскими народными посло­вицами и поговорками, творчески переработана старцем, причем ак­центы сделаны на других значениях:

"Благое говорить - серебро рассы­пать, а благоразумное молчание - золото" (ср.: "Слово - серебро, а молчание - золото")

"Ум хорошо, два лучше, а три - хоть брось", т.е. советы многих людей не принесут пользы (ср.: "Ум хорошо, а два луч­ше")

"Всякий сам кузнец своей судьбы", т.е. каждый человек сам при­чина своих скорбей (ср.: "Каждый сам кузнец своего счастья")

Некоторые пословицы обращены преимущественно к монашеству­ющим: "Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз"

"Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой: же­лезной - значит иметь большое терпение, а золотой - большое смире­ние"

«Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадет»

Однако большинство пословиц содержало наставления, обращен­ные ко всем слушателям.

Например, о том, что поучать легче, чем са­мому что-либо делать:

"Теория - это придворная дама, а практика как медведь в лесу"

"Нужно себя понуждать гряды копать и на все"

"Грехи, как грецкие орехи, - скорлупу раско­лешь, а зерно выковырить трудно"

На исповеди старец учил: "Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей"

"Чужие дела не передавай"

Любя простоту, т.е. искренность, отсутствие двуличия и лицемерия, он говорил:

"Смотри на всех просто"; "Будь проста, и все пройдет"; "Жить просто - значит не осуждать, не зазирать никого".

На слова одной дамы, что трудно заниматься с молодежью, ответил ей таким образом: "Не беда, что во ржи лебеда, а вот беды, когда в поле ни ржи, ни лебеды".

И прибавил: "Сеешь рожь - растет лебеда, сеешь лебеду - растет рожь. В терпении вашем стяжите души ваши [Лк. 21, 19]. А ты терпи от всех, все терпи, и от детей терпи".

"N во время поста находится в церковном затворе, а я и в пост, и не в пост постоянно нахожусь на людском соборе и сборе и чужих дел на разборе"

"На слово не верь всякому вздору без разбору - что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать"

"Немощь, и слабость, и усталость, и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение - вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание"

"Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят - слушай, а что подают - кушай"

"Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна - и будешь мирна!"

"Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих"

"Знай, что горе - как море: чем более человек в него входит, тем более погружается"

"Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет".

А как не вспомнить молитву святых Оптинских старцев?

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.
Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь.

Как жить

"Как жить?" - слышался старцу со всех сторон этот весьма важный вопрос. Он по своему обыкновению отвечал в шутливом тоне: "Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение."

Такой тон старцевой речи вызвал часто улыбку на уста легкомысленных слушателей. Но если серьезно вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл.

"Не тужить," т.е. чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, а было направлено к Единому Источнику вечной сладости - Богу; через что человек мирится со скорбями или "смиряется," и этим успокаивается. - "Не осуждать," "не досаждать." Самые обычные между людьми осуждения и досаждения есть исчадия погибельной гордости. Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека на дно адово; а внешне они большей частью и за грех не считаются. - "Всем мое почтение" - указывает на заповедь Апостола: "в почтительности друг друга предупреждайте" (Рим. 12:10). Сводя все эти мысли к одной общей, мы видим что в вышеприведенном изречении проповедовалось Старцем главным образом смирение, - эта основа духовной жизни, источник всех добродетелей, без которого не возможно спастись.

О том, сколько мы заботимся о теле, и сколько о душе

В Евангелии сказано: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет" (Марк 8:З6). Вот как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира, со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство души своей. На тело, это жилище червей, этот поваленный гроб, обращаются все наши мысли от утра до вечера, а на бессмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению тела посвящаются самые цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души только последние минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами, а душа едва собирает крохи божественного слова на пороге дома Божия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства, а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит шагом изнуренным, облеченная в одежду убогого странника, не имея милостыни.

Тело не терпит ни одного пятна на лице, никакой нечистоты на руках, никакой заплаты на одежде, а душа от главы до ног, покрытая сквернами, только и дела, что переходит из одной греховной тины в другую, и своей ежегодной, но часто лицемерной исповедью, только умножает заплаты на одежде своей, а не обновляет ее. Для благосостояния тела требуются разного рода забавы и удовольствия; оно истощает нередко целые семейства, для него люди готовы иногда на труды всякого рода, а бедная душа едва имеет один час в воскресные дни для служения божественной литургии, едва несколько минут для утренней и вечерней молитв, насилу собирает одну горсть медных монет для подаяния милостыни, и довольна бывает, когда выразит холодным вздохом памятование о смерти. Для здравия и сохранения тела переменяют воздух и жилище, призывают искуснейших и отдаленнейших врачей, воздерживаются от пищи и пития, принимают самые горькие лекарства, позволяют себя и жечь и резать, а для здравия души, для избежания соблазнов, для удаления от греховной заразы не делают ни одного шага, но остаются в том же самом воздухе, в том же самом недобром обществе, в том же самом порочном доме, и не ищут никакого врача душ, или избирают врача незнакомого и неопытного, и скрывают пред ним то, что известно уже и небу и аду, и чем они сами хвастают в обществах. Когда умирает тело, тогда слышится скорбь и отчаяние, а когда умирает душа от смертного греха, тогда часто и не думают об этом.

Так мы не знаем достоинства души своей, и подобно Адаму и Еве, отдаем свою душу за красный по виду плод.

Почему же мы, по крайней мере, не плачем подобно Адаму и Еве? У нас же большею частью забота о стяжании благ, только, к сожалению, часто земных и временных, а не небесных. Забываем мы, что земные блага скоропреходящи и неудержимы, тогда как блага небесные вечны, бесконечны и неотъемлемы.

Всеблагий Господи! Помоги нам презирать все скоропреходящее, и заботиться о едином на потребу спасении душ наших.

О спасении

Пока христианин живет на земле, спасение его, по слову преподобного Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждой, а люди все ищут полного удовлетворения на земле, и притом от места и от людей, тогда как сам Господь глаголет в Евангелии: "В мире скорбны будете." Слова эти ясно показывают, что в каком бы месте христианин ни жил, без какой-либо скорби быть не может. Только одно успокоение - в исполнении заповедей Евангельских, как сказано в псалмах: "Мир многий любящим закон Твой и нет им соблазна." Если же что-либо или кто-либо нас соблазняет или смущает, то явно показывается, что мы не вполне правильно относимся к закону заповедей Божиих, из которых главная заповедь никого не судить и не осуждать. Каждый бо от своих дел прославится или постыдится на страшном суде Божием. И еще в Ветхом завете предписано было внимать себе и своему спасению и исправлению собственной души. Об этом и следует нам более всего заботиться.

Нигде Господь не хочет неволею понуждать человека, а везде представляет благому нашему произволению, и по собственной воле люди бывают или добры или злы. Поэтому напрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному. Самуил жил и воспитывался у Илии священника, при развратных его сыновьях и сохранил себя, и был великим пророком. Ева и в раю преступила заповедь Божию. А Иуду, и трехлетняя жизнь пред лицом Самого Спасителя, не сделала лучшим, когда он видел столько чудес, постоянно слышал Евангельскую проповедь, а сделался еще худшим, продал Учителя своего и Избавителя мира за тридцать серебреников.

Неудовлетворительность наша душевная и духовная происходит от нас самих, от нашего неумения и от неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться. А оно то и наводит на нас и смущение и сомнение и разное недоумение; а все это нас томит и отягощает и приводит в безотрадное состояние. Хорошо было бы, если бы мы могли понять простое святоотеческое слово: "Если смиримся, то на всяком месте обретем покой, не обходя умом многие иные места, на которых может быть с нами то же, если не худшее."

О смирении

Смиряться нужно перед всеми, и считать себя хуже всех. Если мы не совершили преступлений, какие совершили другие, то это может быть потому, что не имели к тому случая, обстановка и обстоятельства были другие. Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе, мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего ничего не видим.

На вопрос, можно ли желать совершенствования в жизни духовной? Старец отвечает: "Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, т. е. в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари. Человеку грешнику естественно и необходимо смиряться. Если же он не смирится, то смирят его обстоятельства, промыслительно устрояемые к его душевной пользе. В счастье он обыкновенно забывается, и все приписывает себе, своей бессильной силе и мнимой власти, но лишь посетит его какое-либо несчастье, просит пощады и у воображаемого врага.

Еще рассказывал Старец, как иногда нечаянно обстоятельства смиряют человека: "Раз кто-то устроил у себя обед, и разослал своих слуг приглашать гостей. Один из приглашенных и спрашивает присланного к нему неаккуратного слугу: "Неужели у твоего господина получше тебя никого не нашлось послать ко мне?" На это посланный отвечал: "Хороших-то по хорошим разослали, а меня послали к вашей милости."

Говорил и еще Старец Амвросий в назидание своим ученикам о смирении: "Пришел было к настоятелю о. архимандриту Моисею один посетитель, но не застал его дома, он отправился к его родному брату о. игумену Антонию. Среди разговора гость и спросил о. игумена: "Скажите, батюшка, какого вы держитесь правила?" о. Антоний отвечал: "Много было у меня правил: жил я в пустыне и по монастырям, и все разные были правила, а теперь осталось одно мытарево: "Боже милостив буди мне грешному."

При этом Батюшка еще рассказал, как "Одна все хотела странствовать туда и сюда, и в Киев и в Задонск, а старец один и говорит ей: "Все это тебе не на пользу, сиди-ка ты лучше и твори Мытареву молитву."

О неверии

"Я говорила как-то Батюшке, пишет его духовная дочь, об одной семье, что мне всех их очень жаль, они ни во что не верят, ни в Бога, ни в будущую жизнь. Жаль именно потому, что они, может быть, и не виноваты в том сами, их воспитывали в таком неверии, или были другие какие причины. Батюшка закачал головой, и так гневно сказал: "Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога, стало быть сами виноваты. Ты спрашиваешь, можно ли за таких молиться. Конечно, молиться за всех можно."

Некоторые, говорил еще Старец, отрекались от веры в Бога из подражания другим и по ложному стыду. И вот случай: один так-то не верил в Бога. А когда, во время войны на Кавказе, пришлось ему драться, он в самый разгар сражения, когда летели мимо него пули, пригнулся, обнял свою лошадь, и все время читал: "Пресвятая Богородице, спаси нас." А потом, когда, вспоминая об этом, товарищи смеялись над ним, он отрекся от своих слов. Затем Батюшка прибавил: "Да, лицемерие хуже неверия."

О покаянии

Что бы дать надлежащее понятие о силе и важности покаяния, Старец Амвросий говорил: "Какое ныне настало время! Бывало если кто искренне раскается в грехах, то уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую, а теперь часто бывает так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи в подробности, но затем опять за свое принимается."

Передавал еще Старец назидательный рассказ: "Сидел бес в образе человека, и болтал ногами. Видевший это духовными очами спросил его: "Что же ты ничего не делаешь?" бес отвечал: "Да мне ничего не остается делать, как только ногами болтать, люди все делают лучше меня."

"Три степени для спасения. Сказано у св. Иоанна Златоуста: а) не грешить б) согрешивши каяться в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби."

"Бывает, так говорил Батюшка, что хотя грехи наши через покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный Старец о. Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан; боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т. е. упреки совести."

"Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику сам Господь сказал: "Ныне же будешь со мной в раю," а между тем после этих слов перебили ему голени, а каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями, повисеть на кресте часа три? Значит ему нужно было страдание очистительное. Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них, а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи."

О страданиях

"Креста для человека, т. е. очистительных страданий душевных и телесных, Бог не творит. И как не тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца."

"Когда человек, говорил еще Старец, идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него, и начнет бросаться то в одну, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают конечно разные, кому какие нужны."

"Бывает крест мысленный, смущают иногда человека греховные помыслы, но человек не бывает в них виновен, если не соизволяет им. Говорил Старец пример: "Одна подвижница долгое время обуреваема была нечистыми помыслами. Когда явившийся ей Господь отогнал их от нее, она воззвала к Нему: "Где Ты был доселе, о сладкий Иисусе?" Господь ответил: "Был в твоем сердце." Она же сказала: "Как же это могло быть? ведь сердце мое было исполнено нечистых помыслов." И сказал ей Господь: "Потому разумей, что я был в твоем сердце, что ты никакого расположения не имела к нечистым мыслям, а более старалась избавиться от них, но не имея возможности, болезновала о сем, и этим уготовила мне место в сердце твоем."

"Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь и значит страдать за ближних."

О любви

Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом или корыстью, то такому дьявол мешать не может.

Любовь конечно выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. "Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою, и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого конечно нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность, или же когда не видит никакой надежды на его исправление.

О милостыни

О милостыне Старец Амвросий говорил: "Св. Димитрий Ростовский пишет: если придет к тебе человек на коне, и будет просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь."

Еще: "Св. Иоанн Златоуст говорит: начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется, потом будешь в состоянии давать больше и даже с лишением себя, и наконец уже готов будешь отдать и все, что имеешь."

О лености и унынии

"Скука унынию внука, а лени дочь. Что бы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь."

"От чего люди грешат"?", задавал иногда Старец вопрос, и сам же решал его: "Или от того, что не знают, что должно делать и чего избегать; или если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот: так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности, служить Богу. От лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина: уныние или леность, забвение и неведение, от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: "Пресвятая Владычица моя Богородице, святыми твоими и всесильными мольбами отгони от меня смиренного и окаянного раба твоего лень, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и все скверные, лукавые и хульные помышления."

О терпении

"Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай, зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Там напротив сказано: "Если кто ударит тебя в десную ланиту, - правую щеку, обрати ему и другую. В десную ланиту в самом деле ударить не удобно, а это понимать нужно так: если кто будет на тебя клеветать, или безвинно чем- нибудь досаждать, это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставь при сем левую ланиту, т. е. вспомнив свои неправые дела. И если может ты теперь невинен, то прежде много грешил; и тем убедишься, что достоин наказания. Самооправдание, большой грех."

"Батюшка, научите меня терпению" - сказала одна сестра. "Учись, ответил Старец, и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей." - "Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями." Ответ Старца: "Будь сама справедлива, и не обижай никого."

О раздражительности

"Никто не должен оправдывать свою раздражительность какой-нибудь болезнью, это происходит от гордости. А гнев мужа , по слову св. Апостола Иакова, правды Божией не соделывает . Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться."

О зависти и злопамятности

Старец сказал: "Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное, не мстить им, и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения."

Одна особа спросила: "Мне непонятно, Батюшка, как это вы не только не гневаетесь на тех, кто о вас нехорошо говорит, но и продолжаете любить их." Старец много этому смеялся, и сказал: "У тебя был маленький сын, сердилась ли ты на него, если он что и не так делал и говорил." Не старалась ли напротив как-нибудь покрывать его недостатки?"

О гордости

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу Старец передавал такой рассказ: "Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. "Чем же ты гордишься?" - спросил он ее, "Ты верно знатна?" - "Нет, ответила она." - "Ну, талантлива?" - Нет. "Так стало быть богата?" Нет. "Гм... в таком случае можешь гордиться, сказал напоследок духовник."

На вопрос: как это праведники, зная, что они хорошо живут по заповедям Божиим, не возносятся своею праведностью, Старец ответил: "Они не знают, какой ожидает их конец. Потому, прибавлял он, "Спасение наше должно совершаться между страхом и надеждою. Никому ни в коем случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно."

О смысле искушений

Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре. Потому что без испытания добро твердо не бывает. Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностью, другой болезнью, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием, или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, т. е., к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горе ли стремится, или еще пригвожден к земному. Чтобы человек-христианин через подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении и невольно смирялся. Потому что без смирения все дела наши суетны, как единогласно утверждают богомудрые и богоносные отцы.

Испытывалась свобода даже ангелов. А ежели небожители не избежали испытания, то кольми паче должна испытываться свобода и произволение живущих на земле.

О смысле и необходимости поста

О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя он был Бог, и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: "По неверию вашему; " а потом прибавил: "Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста" (Мр. 9:29). Кроме того есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят.

Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А св. апостол Павел говорит: "Если и внешний наш человек тлеет, то внутренний обновляется со дня на день" (2 Кор. 4:16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу.

Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному в Евангелии: "Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его " (Мат. 11:12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста, им же Бог чрево и слава в студе (стыде) их. И в псалмах сказано: "Заблудиша от чрева ." Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее, и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются.

И так, если по милости Божией у вас проявилось благое желание очиститься от внутренних пороков: то да будет вам известно, что, сей род ничем же не может быть изъят, как только усердною молитвою и постом, впрочем постом благоразумным. А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту, так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его. Впрочем есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей.

О молитве

Чтобы люди не оставались в беспечности, и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, Старец повторял обычную народную поговорку: "Боже-то помоги, да и сам мужик не лежи".

Одна монахиня сказала: "Батюшка! Через кого же нам просить молитвенной помощи как не через вас?" Старец ответил: "И сама проси!" Ты вспомни, двенадцать Апостолов просили Спасителя за жену Хананеянку, но Он не услышал их, а когда сама стала просить, упросила".

Но так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Передавал Старец такой рассказ: "На Афоне у одного монаха был скворец, говорун, которого монах очень любил, увлекаясь его разговорами. Но вот странно, лишь только монах начнет исполнять свое молитвенное правило, скворец тут и разговорится, и не дает молиться монаху. Раз на светлый праздник Воскресения Христова монах подошел к клетке и говорит: "Скворушка, Христос воскрес!" А скворец отвечает: "Вот то-то и беда наша, что воскрес," и тут же околел. А в келии монаха разлилось нестерпимое зловоние. Тогда понял монах свою ошибку, и раскаялся."

Что Бог главнее всего смотрит на внутреннее молитвенное настроение души человека, Старец говорил: "Пришел как-то к о. Игумену Антонию один больной ногами и говорит: "Батюшка, у меня ноги болят, не могу класть поклоны, и это меня смущает. О. Антоний ответил ему: "Да уж в Писании сказано: "Сын, дай мне твое сердце" , а не сказано - "ноги".

Одна монахиня сказала Старцу, что видела во сне икону Божией Матери и услышала от нее: "Принеси жертву". Батюшка спросил: "Что же ты принесла в жертву?" Та ответила: "Что же я принесу, у меня ничего нет." Тогда Батюшка сказал: "В псалмах написано: жертва хвалы прославит мя ."

О прогрессе внешнем и нравственном

Одна из духовных дочерей Батюшки передала ему следующие вопросы ее сына: 1. "По Евангелию, общество людей перед концом мира представляется в самом ужасном виде. Этим отвергается возможность постоянного совершенствования человечества. Можно ли после этого трудиться на благо человечеству, будучи уверенным, что никакие средства не в состоянии в окончательном результате перед концом мира достигнуть возможного нравственного совершенства человечества. 2. Обязанность христианина, делать добро и стараться, чтобы это добро торжествовало над злом. При конце мира, в Евангелии говорится, зло восторжествует над добром. Каким же образом можно стараться о победе добра над злом, зная, что старания эти не увенчаются успехом, и что зло в конце концов восторжествует?"

Ответ Старца Амвросия: Скажите Вашему сыну: зло уже побеждено, побеждено не старанием и силами человеческими, а Самим Господом и Спасителем нашим, Сыном Божием Иисусом Христом, который ради сего, и сошел с неба на землю, воплотился, пострадал человечеством, и крестными Своими страданиями и воскресением сокрушил силу зла и злоначальника дьявола, владычествовавшего над родом человеческим, освободил нас от дьявольского и греховного рабства, как сам сказал: "Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам " (Лк. 10:19). Теперь всем верующим христианам дается в таинстве крещения сила попирать зло и творить добро, при посредстве исполнения Евангельских заповедей, и никто уже не бывает одержим злом насильно, кроме одних нерадивых о хранении Божиих заповедей, и преимущественно тех, кто добровольно предается грехам. Хотеть же своими силами побеждать зло, которое уже побеждено пришествием Спасителя, показывает непонимание христианских таинств православной Церкви, и обнаруживает признак горделивой самонадеянности человеческой, которая хочет все делать своими силами, не обращаясь к помощи Божией, тогда как сам Господь ясно говорит: "Без меня не можете делать ничего " (Иоан. 15:5).

Вы пишите: в Евангелии говорится, что при конце мира зло восторжествует над добром. В Евангелии этого нигде не сказано, а говорится только, что в последнее время умалится вера: "Но Сын Человеческий , придя, найдет ли веру на земле?" (Лк. 18:8) и "По причине умножения беззаконий, во многих охладеет любовь" (Мат. 24:12). А св. апостол Павел говорит, что перед вторым пришествием Спасители "Явится человек беззакония, сын погибели, противник и превозносящийся выше всего, называемого Богом или Святынею " (2 Фес. 2:3-7), т. е. антихрист. Но тут же сказано, что Господь Иисус убьет его духом уст Своих; и упразднит явлением пришествия Своего.. Где же тут торжество зла над добром? И вообще всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное.

С другой стороны, несправедливо и то, будто человечество на земле постоянно совершенствуется. Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобстве жизни. Например, мы пользуемся железными дорогами и телеграфами, которых прежде не было: выкапывается каменный уголь, который скрывался в недрах земных, и т. д. В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет. Во все времена были люди, которые достигали высокого нравственно-христианского совершенства, руководствуясь истинною верою Христовою, и следуя истинному христианскому учению, согласному с Откровением божественным, какое Бог в Церкви Своей являл через мужей Богодухновенных, пророков и апостолов. Такие люди будут и во время антихристово, которое их ради и сократится, по сказанному: "И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни" (Мат. 24:22).

Нравственное совершенство на земле, несовершенное достигается не всем человечеством в совокупности, а каждым верующим в частности, по мере исполнения заповедей Божиих и по мере смирения. Конечное и совершенное совершенство достигается на небе, в будущей бесконечной жизни, к которой кратковременная земная жизнь человеческая служит лишь приготовлением, подобно тому, как годы проведенные юношею в учебном заведении, служат приготовлением к будущей практической деятельности. Если бы назначение человечества ограничивалось земным его существованием, если бы для человека все кончалось на земле: то почему же "Земля и все дела на ней сгорят " (2 Петр. 3:10). Без будущей блаженной, бесконечной жизни, земное наше пребывание было бы неполезно и непонятно.

Желание трудиться на благо человечества, весьма благовидное, но поставлено не на своем месте. Все хотят на словах трудиться на благо ближним и нисколько или весьма мало заботятся о том, что сначала нужно самим уклониться от зла, а потом уже заботиться о пользе ближних.

Широкие затеи молодого поколения о великой деятельности на пользу всего человечества похожи на то, как если бы кто, не кончив курса гимназии, много мечтал о себе, что он мог бы быть профессором и великим наставником в университете. Но с другой стороны думать. что если мы не можем двинуть вперед всего человечества, то вовсе не стоит трудиться - это лишь другая крайность. Каждый христианин обязан по силам своим и сообразно своему положению трудиться на пользу других, но с тем, чтобы все это было во время и в порядке, и чтобы успех наших трудов представлять Богу и Его святой воле.

В заключение скажу: посоветуйте вашему сыну, чтобы он не смешивал внешних человеческих дел с духовно-нравственными. Во внешних изобретениях, отчасти в науках, пусть находит прогресс. А в христианско-нравственном отношении, повторяю, всеобщего прогресса в человечестве нет и быть не может. Каждый будет судим по делам своим.

66.Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и прежде всего к смирению нашему, и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и рассудительнее.

67. Скорбь и болезнь жгут иногда как огонь; а испарина и пот после жару в болезни и слезы от скорби омывают человека как водою. Благодушно и благодарно терпящим все это обещает там (в будущей жизни) покой.

69. Неудовлетворительность наша душевная и духовная происходит от нас самих, от нашего искусства и от неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться. А оно-то и наводит на нас и смущение, и сомнение, и разное недоумение; а все это нас томит и отягощает, и приводит в безотрадное состояние.

70. У вас много скорбей и домашних неприятностей; но говорите себе и вразумляйте себя тем, что в аде хуже и томительнее, и безотраднее, и оттуда уже нет надежды избавиться. А если человек терпит свои скорби с покорностью воле Божией, исповедуясь во грехах своих, то чрез это избавляет от тяготы вечных мучений.

71. Полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах; радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления.

72. Болезни телесные потребны для очищения плоти, а болезни душевные чрез обиды и поношения потребны для очищения души.

73. Не много таких людей, которые терпят скорби и гонения за одну благочестивую жизнь, по сказанному апостолом: «Все, хотящие благочестно жити, гоними будут» (2 Тим. 3:12). Все же остальные терпят скорби и болезни для очищения прежних грехов или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения.

74. Во всяком неприятном, скорбном случае или обстоятельстве должно возлагать вину на себя, а не на других, – что мы не умели поступить как следует и от этого вышла такая неприятность и скорбь, которой достойны мы попущением Божиим за наше нерадение, за наше возношение и за грехи прежние и новые.

78. Благочестиво живущему человеку, ежели он не имеет скорбей, считается год за день, а если благочестивый человек переносит большие скорби, тогда вменяется ему день за год.

Искушения

79. Прежде всего Господь попус­кает искушения, чтобы отделить боголюбивых от миролюбивых, сластолюбивых от воздержных и целомудренных, смиренномудрен­ных от горделивых и самолюбивых, как сказано в Евангелии: «Не приидох воврещи мир на землю, но меч».

80. Где бы ты ни жил, нигде нельзя прожить без искушений или чрез бесов, или чрез людей, или от соб­ственных привычек, или от неукро­щенного самолюбия.

81. Вся жизнь человека, где бы он ни жил, есть не что иное, как искушение.

82. Скорбные искушения во всяком случае полезны.

83. На всякое искушение победа ­смирение с терпением.

В 1839 году в Оптину пустынь тайно пришел молодой учитель греческого языка и остался на постоянное жительство. Несмотря на слабость здоровья, он много потрудился над переводом и изданием аскетических творений святых отцов, а также собственных богословских трудов.

В 1846 году был рукоположен в иеромонаха, а через 14 лет - избран старцем монастыря. «Неся этот ответственный и тяжелый иноческий подвиг, - пишет богослов С. Н. Булгаков, - старец Амвросий был полон сокровищ великой мудрости и опытности, безграничной любви и милосердия. Толпы народа со всей России изо дня в день и с утра до вечера осаждали пустынную келью, ища благословения, помощи, утешения, совета в разрешении сомнений...

Старец встречал и провожал их с отеческой лаской. Обладая даром прозорливости и исцеления, он многих отпускал с умиротворенной душой, с облегченным сердцем и с верой в лучшую жизнь... Стекавшиеся от почитателей значительные пожертвования он обыкновенно делил на три части, употребляя одну часть на нужды скита и на помин жертвователей, малую часть на лампадное масло и восковые свечи, самую же большую часть - на бедных»...

В 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви старец Амвросий Оптинский причислен к лику святых.

Тоска

Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений.

Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или оттого что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обст ятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верой и надеждой мы часто бываем скудны, оттого и томимся.

Рассмотрите хорошенько, нет ли к тому причин земных (что отягощает тоска), и не оскудевает ли вера и упование на всеблагий Промысл Божий? Апостол сказал: «верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете; но со искушением сотворит и избытие», то есть избавление от скорби и искушения.

Если таких причин не найдете за собой, то потерпите эту печаль и томление тоски, как крест духовный, и получите милость Божию и благовременное утешение по воле Божией, а не по нашим соображениям.

В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святителя Иоанна Златоуста к Олимпиаде...

Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную.

Это один из нелегких крестов духовных, которые посылаются хотящим спастись, а иногда - и не хотящим.

Тоска ваша слагается из неудобств, вас окружающих и препятствующих исполнению желаемого. Отраду же некоторую в тоске вашей находите вы при мысли о смерти потому, что тут представляется избытие многих ваших тягот. Но если бы мы, как сказано в отечнике, знали вполне, какое томление несут за гробом не получившие милости Божией, то охотно бы несли всякую здешнюю тяготу внешнюю и внутреннюю. Если о всякой вещи должны молиться Богу: «да будет воля Твоя», то более всего прилично это в отношении нашей жизни, которая нам дана для приобретения вечного спасения...

Если же кто не вполне располагается или предается в волю Божию, а дозволяет себе некоторые мнимо-благие желания, то он по временам будет впадать в малодушие и нетерпение, в избежание чего и советует Авва Дорофей мыслить так: «хощу яко же будет».

Жалуетесь на тоску и печаль! Такое состояние души бывает от двух совершенно разных причин, а иногда и смешанных между собой.

Печаль, по духовным причинам бывающую, апостол называет полезной весьма: «печаль, яже по Бозе, - говорит он, - покаяние не раскаянно во спасение соделовает». Нераскаянно - значит, если человек не обращается вспять от покаяния и благочестивой жизни; этой печали вредят смущение, от тонкой гордости происходящее, и отчаяние, наводимое врагом душ наших.

Печаль же, по мирским причинам бывающая, весьма вредна. Она, по слову апостола, смерть соделовает не только душевную, но иногда и телесную, если человек сильно предается ей, оставив упование на Бога. Печаль мирскую производят три причины: «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская», которые... не от Бога, но от мира сего. Три эти причины рождают причину смешанную, если человек твердо не восстанет против первых, а озирается вспять, видя миролюбцев, по-видимому, блаженствующих.

Смешанную причину печали усиливает и ревность не по разуму в вещах духовных, когда человек не может удержаться в пределах смирения, а уклоняется в рвение. Апостол Иаков пишет: «идеже зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь.

Премудрость же, яже свыше, первее чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несумненна, нелицемерна». Несумненна - значит неосудлива. Считающие себя умеющими и более разумевающими склонны к осуждению.

Вот аз, скудоумный, увлекающийся желанием пользы ближнему, забывая собственное непотребство, указал вам причины, наводящие тяготу душевную, - не в обличение, но сердечно желая избавления вам от нестерпимой печали, которая отравляет жизнь вашу.

Сами вникните и рассмотрите, от чего более происходит томление духа вашего, и, призывая со смирением и верой помощь Божию, постарайтесь по силе удалить неправильные поводы и причины. Не вотще апостол сказал: «терпения потреба, да волю Божию сотворша жизнь вечную улучим».

Да! Немалое терпение, и разумение, и смирение потребно, чтобы избавиться обоюдной стремнины, где, с одной стороны, искушает тонкое миролюбие и тягота плоти, а с другой - ревность не по разуму, доводящая до рвения. И все это лишает мира душевного, тяготит, томит, смущает.

Господи, помози! Заступи, спаси и помилуй! Помилуй нас, яко немощны есмы! Враг же противоборющий бесчеловечен и добра ненавистник, яко лев рыкая ходит иский кого поглотити; но да упразднится его кознодейство.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх