Какое высказывание соответствует правильному пониманию интериоризации. Механизм интериоризации психической функции

Время на чтение: 2 мин

Интериоризация – это процесс формирования структур психики человека благодаря приобретению жизненного опыта. Понятие происходит от французского «intériorisation», что в переводе означает переход снаружи вовнутрь, и от латинского «interior», которое означает внутренний. Сам термин интериоризация и синонимы к нему встречаются очень редко. Это специфический термин, применяющийся зачастую только в соответственном контексте. Поэтому синонимы к слову интериоризация, как таковые отсутствуют и только в редких случаях его используют вместе со словом «переход», что означает, соответственно, переход из внешнего во внутреннее.

Перед тем как определенное сложное действие усваивается человеческим разумом, оно реализуется извне. Благодаря интериоризации люди могут говорить о себе, представлять себя и что очень важно думать про себя, не мешая другим.

Социальная интериоризация означает заимствование базовых категорий индивидуального сознания из общественного опыта и представлений. Данное состояние выражается в способности человеческой психики оперировать образами каких-либо предметов, которые отсутствуют в поле зрения в настоящий момент. Это могут быть предметы, объекты, явления, события, с какими когда-либо человек имел взаимодействие, или же он может воображать себе что-то, что он даже никогда не видел, конструировать события, которые могут произойти, или когда-то происходили. Человек может выходить за границы данного момента, события могут передвигаться в прошлом и будущем, во времени и пространстве.

Понятие интериоризации характерно только по отношению к людям, животные не обладают такой способностью, их мозг не имеет возможности выйти за рамки имеющийся ситуации. Инструментом интериоризации является слово, а средством перехода от ситуации к ситуации является речевое действие. Слово выделяет и фиксирует важнейшие свойства вещей и способы, выработанные человеческой практикой, которыми оперируется информация. Поведение человека выходит из-под действия внешней ситуации, которая до этого определяла поведение животного. Правильное употребление слов способствует усвоению значимых свойств вещей, явлений и способов управления информацией. Благодаря процессу интериоризации, человек с помощью слов способен перенимать опыт всего человечества, а также предыдущих поколений, или опыт людей неизвестных, отдаленных на сотни и даже тысячи километров. В отечественной науке этот термин Выготский ввел первым. Он считал, что все функции человеческой психики формируются, как внешние, социальные формы коммуникации людей в виде трудовой или иной деятельности.

Понятие интериоризации Выготский понимал, как преобразование внешних действий на внутренний осознанный план человека. Развитие психики начинается извне под влиянием социальных факторов, имеющихся в обществе. Коллективные формы деятельности встраиваются путем интериоризации в человеческое сознание и становятся индивидуальными. После Выготского Гальперин занялся изучением этого явления и положил его в основу планомерного поэтапного образования. Ницше понимал это понятие по-своему. Он говорил, что инстинкты, которые не выходят наружу, все равно проявляются, но изнутри – это он и называл интериоризацией.

Интериоризация это в психологии

В психологии интериоризация - это трансформация структуры предметной деятельности во внутреннюю структуру личности. Преобразование интерпсихологических отношений в интрапсихологические. То есть межличностные отношения переходят в отношения самого себя с собой.

Понятие интериоризации применялось также П. Гальпериным в формировании умственных действий.

Интериоризация в психологии это процесс понимания внутренней природы определяющего действия, как производной от практической деятельности.

При интериоризации очень меняется деятельность, особенно ее операционная часть.

Социальная интериоризация выражается в процессе общения, когда психические процессы модифицируются под ее влиянием, поскольку общение в «латентном» виде содержится в этих процессах. Структура психических функций имеет сходство с процессом общения. Это происходит потому, что формирование психических функций происходит в раннем онтогенезе во время интериоризации процесса коммуникации.

В процессе интериоризации в психике человека формируются глубинные, устойчивые и синхронические структуры. Это своего рода социальные механизмы, которые определяют характер «вышележащих» психических процессов (эмоциональных, когнитивных). Поэтому выходит, что интериоризация является социальным механизмом психики.

Интериоризация и восприятие личности, переход на внутренний план гуманистических ценностей, формирование собственной ценностной ориентации невозможно в осуществлении только на сознательном уровне. Активную роль играют в этом процессе эмоции. Эмоциональная сторона данного процесса была исследована и подтверждена многочисленными исследованиями, в которых выражается то, что социальные ценности могут восприниматься не только сознанием, интеллектуальным мышлением, но еще чувствами и эмоциональностью. Даже если взять понимание общественного значения, то оно непросто как бы сопровождается, а окрашивается чувственностью. Участие чувств может определить реальность принятия такого значения самой личностью, а не его пониманием в общем. Таким образом в процессе интериоризации общечеловеческих ценностей требуется учитывать диалектическое единство социального и индивидуального, когнитивного и чувственного, интеллектуального и эмоционального, рационального и практического. Такая цельность говорит о достаточно высоком уровне развития ценностной направленности личности. Это в свою очередь позволяет избирательно относиться к явлениям, окружающим предметам, событиям, адекватно их воспринимать и давать оценку, устанавливать как субъективную, так и объективную ценность, ориентироваться одинаково в духовной и материальной культуре.

Интериоризация в равной степени без преимущественного отношения к какому-то психическому процессу (памяти, восприятию) определяет социальные формы всех процессов.

Интериоризация имеет результаты, относящиеся к восприятию социокультурной информации (они проявляются особенно наглядно), все то, что человеком воспринимается (в широком и узком смысле этого понятия), оно принимается в социальных формах. В результате формируется ряд стойких социальных психических структур, которые формируют сознание. Также результатом есть формирование на основе сознательно определенных подробно описанных, внутренних действий.

За результатами интериоризации наблюдается особенность структур психических процессов, которая отличается от структуры таких же процессов животных. Предпосылкой для процесса интериоризации есть неосознанный внутренний план, который в процессе качественно меняется, поскольку формируется план сознания. С одной стороны интериоризация происходит в процессе общения, с другой стороны происходит во время перевода действия из внешнего плана на плоскость внутреннего, умственного.

Данный процесс имеет тесную связь с общением. Во время поэтапного формирования умственных действий в рамках общения между теми, кто формирует и теми, у кого формируют, интериоризация имеет важное место в данном формировании.

Исключительно в процессе общения усваиваются интериоризированные знаки. Но онтогенез все равно определяет структуру, в этой структуре отражается их происхождение. Ситуация, которая имеет интериоризующуюся структуру, есть общением, и ее структура имеет в себе свернутое общение под названием диалогизм.

Диалог, который является скрытым механизмом психических функций, имеет большое значение. Скрытый диалог или общение рассматриваются, как компоненты в глубинной интериоризированой структуре психики. Функция означивания несет в себе отношения по типу субъект-субъект, то есть имеет диалогическую структуру.

Интериоризация сопряжена с экстериоризацией, противоположным к ней понятию. Экстериоризация происходит от французского «exteriorisation», что значит проявление и латинского «exterior», что в переводе значит внешний, наружный. Экстериоризация – это процесс, в котором внутренние умственные действия переходят в наружные развернутые предметно-чувственные действия.

Интериоризация и экстериоризация в психологии развития играют важную роль. Чтобы выработать у ребенка определенное умственное действие, например сложение, его нужно первоначально показать ребенку, как внешнее действие, то есть экстериоризовать его. Уже в такой экстериоризованной развернутой форме внешнего действия оно и формируется. Только потом в процессе его постепенного преобразования создается обобщение специфического сокращения звеньев, изменение уровней, на которых оно выполняется, осуществляется его интериоризация, то есть его трансформация во внутреннее действие, которое уже полностью протекает в уме ребенка.

Интериоризация и экстериоризация в психологии, в деятельностном подходе являются механизмами, с помощью которых приобретается общественно-исторический опыт. На основании изучения этого опыта родилась мысль о происхождении интериоризации психических процессов, деятельности сознания человека из внешней практической деятельности. Любой вид деятельности человека (учебная, трудовая, игровая) связан с применением орудий, инструментов, средств труда, с созданием общественно важных продуктов. Социальный опыт невозможно передать без выражения его во внешней форме, через речь, демонстрацию. С помощью этого личность способна к восприятию и переносу на себя опыта поколений. Этот процесс - это не обычное перемещение, копирование наружной деятельности во внутренний план человека. Это формирование сознания, совместного знания, общего с сознанием других людей, раздельного с ними, воспринимаемого человеком и другими в одном понимании.

Процесс интериоризации возникает из того, что высшие психические функции начинают развиваться, как внешние формы деятельности, а уже в процессе интериоризации эти функции трансформируются в психические процессы.

Фундаментальные положения процесса интериоризации можно описать в нескольких постулатах. Структура психических функций раскрывается лишь в процессе генезиса, когда они уже сложились, структура становится неразличимой и уходит вглубь. Формирование психических процессов раскрывает истинную сущность явления, которого первоначально не было, но в процессе интериоризации он создался и начал развиваться. Сущность явления, которая начала проявляться не может объясняться через физиологические процессы или логические схемы, но способна проявить себя, как беспрерывный процесс, даже после прекращения воздействия какого-то явления и этот процесс не останавливается. Через интериоризацию начинает происходить превращение внешних признаков во внутренний план деятельности. Такой процесс не происходит изолированно и самостоятельно. Нормальное развитие психики возможно в условиях наличия общения с близкими людьми. Благодаря интериоризации человек учится выстраивать мыслительные планы, разрабатывать варианты решения ситуаций. Таким образом личность обретает способность мышления абстрактными категориями.

Интериоризация это в педагогике

Понятие интериоризация Выготский наиболее активно развивал в направлении педагогической психологии. Он предположил, что формирование базовых социальных структур в сознании личности совершается во время общения. В этом процессе основным моментом является сформированная символически-семиотическая функция психики, благодаря которой личность способна к восприимчивости окружающего ее мира через особенное «квазиизмерение» - систему значений и смысловое поле. В процессе интериоризации создается символико-семиотическая функция.

Интериоризации поддается совокупность социальных связей в какой она выражена, в виде структуры общения взрослого и ребенка. Такая структура, которая выражается знаками, интериоризируется в психике ребенка. Результат этого процесса проявляется в том, что структура психики опосредствуется через интериоризированные знаки и формируются основные структуры сознания.

Данный процесс происходит во время формирования психики ребенка и имеет несколько стадий. На первой стадии взрослый вербально воздействует на ребенка, побуждая его к определенному действию.

На втором этапе ребенок осваивает способ обращения к нему и делает попытки воздействовать с помощью слов.

На третий стадии ребенок способен самостоятельно воздействовать словом на себя. Описанные стадии хорошо проявляются в развитии детской эгоцентрической речи.

Формирование личностного компонента предполагает приобретение системы гуманистических норм и ценностей, которые составляют основу гуманитарной культуры. Процесс насаждения этих ценностей в образовательном процессе имеет большое социальное значение. От этого зависит возможная перспектива в гуманизации образования, смысл которой заключается в обеспечении сознательного выбора человеком духовных ценностей, на их основе сформировать устойчивую индивидуальную систему морально-ценностных гуманистических ориентаций, характеризующих мотивационно-ценностное отношение человека. Ценность может стать объектом надобности человека в том случае, если реализовывается целенаправленная деятельность организации, отбора предметов и отмечается создание условий, вызывающих необходимость сознания ее и оценки личности. Так воспитание может быть рассмотренно, как организованный социальный процесс интериоризации человеческих ценностей.

Через психологический механизм интериоризации можно понять особенности динамичности духовных потребностей личности. Во время деятельности, которую осуществляет личность в установленных условиях, формируются новые объекты, которые вызывают новые потребности. Если бы в педагогической системе «учитель – ученик» были введены определенные факторы, стимулирующие самодеятельность учащегося, он бы находился в обстоятельствах расширенного развития духовных потребностей.

Пример интериоризации. Ученик прогнозирует свою деятельность, внутренне сопоставляя собственные действия и будущие поступки в соответствии к социальным требованиям и перерабатывает их во внутреннем состоянии. Выбранный объект трансформируется в потребность, так срабатывает механизм данного процесса.

Интериоризация общечеловеческих ценностей во время оценочной деятельности учащихся помогает в проектировании новой деятельности, соответственно к общественным эталонам и задачам, возникающими перед ними в процессе самовоспитания и самообразования реализовать ее на практике.

Когда новые объекты деятельности переносятся и становятся новой потребностью человека, то происходит экстериоризация. Особенность характерная этому процессу – это проявление действия закона отрицания, проявляющегося в своеобразной форме, когда одна потребность может воздействовать на другую, при этом подключает ее к себе на более высоком уровне.

Выделяются два подхода к организации воспитания, как к целенаправленному процессу интериоризации общечеловеческих гуманистических ценностей. Первый подход выражается в стихийно сложившихся и специально организованных условиях, которые избирательно актуализируют разные ситуативные побуждения и которые под воздействием систематической активации медленно, но постепенно упрочиваются и могут перейти в более стабильные мотивационные структуры. Описанный способ организации интериоризации общечеловеческих ценностей основан на естественном увеличении тех побуждений, которые выступают в качестве исходного момента. Хорошим примером есть интерес к чтению у ребенка.

Вторым подходом в организации воспитания есть усвоение учащимися, которым предъявлены сформулированные побуждения, цели, идеалы. Они, по мнению педагога, должны сформироваться у воспитанников, и постепенно превращаться из внешне воспринятых во внутренне усвоенные и действующие. В таком случае необходимо объяснять смысл сформированных побуждений и их соотношение с другими. Это поможет воспитанникам во внутренней смысловой работе и избавит их от неразборчивого поиска, который часто связан с множеством ошибок.

Полноценное правильно организованное воспитание, как процесс интериоризации требует использование двух подходов, поскольку оба они имеют как достоинства, так и недостатки. Если использовать только первый подход, то можно столкнуться с недостаточностью такого способа в том, что если воспитание будет хорошо организованное, согласно к психолого-педагогическим условиям, невозможно будет быть уверенным, что будут сформированы желаемые гуманистические побуждения.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ — процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры деятельности предметной в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). Ее нужно отличать от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации (восприятие и память). В онтогене выделяются такие стадии интериоризации:

1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;

2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Эти стадии прослеживаются в частности при наблюдении за детской речью эгоцентрической. Позднее понятие интериоризации было распространено П. Я. Гальпериным на формирование умственных действий. Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности с сохранением того же строения, выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений. В теории деятельности интериоризация — это перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План. При интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется — это особенно это относится к ее операциональной части. Понятия, сходные с интериоризацией, применяются в психоанализе при объяснении того, как в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), коя в свою очередь определяет структуру сознания.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. interior - внутренний) - букв.: переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами (напр., формирование внутренней речи из внешней речи). Иногда расширенно трактуется в смысле любого усвоения информации, знаний , ролей , ценностных предпочтений и т. п. В теории Л . С . Выготского в основном речь идет о формировании внутренних средств сознательной деятельности из внешних средств общения в рамках совместных видов деятельности; др. словами, понятие И. относилось Выготским к формированию «системного» строения сознания (противопоставляемого «смысловому» строению). Однако И. не завершает процесс формирования высших психических функций , требуется еще интеллектуализация (или рационализация).

В работах Выготского встречаются след. син. «И.»: вращивание, овнутривание. 4-ю стадию своей первоначальной схемы развития высших психических функций Выготский называл «стадией вращивания». В англоязычных словарях термин «И.» не встречается. Близким по звучанию и значению является термин «интернализация», который во многом нагружен психоаналитическим смыслом. См. также Теория поэтапного формирования умственных действий , Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий , Умственные действия , Усвоение , Учение . (Б. М.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

Присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, то есть десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдалённых от него на сотни и тысячи километров.

Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже , П. Жане , А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским .

Понятие интериоризации является одним из ключевых в современной образовательной психологии США.

Интериоризация процессов общения

Психические процессы человека подлежат изменениям в ситуации общения, так как общение в некоторой «латентной» форме содержится в них и тогда, когда человек один. Строение психических функций человека имеет множество сходств со строением процессов общения. Это, в свою очередь, происходит по причине того, что психические функции формируются «в раннем онтогенезе при интериоризации процессов общения».

В процессе онтогенеза человека идёт интериоризация, некий процесс, в результате которого создаются устойчивые, глубинные, синхронические структуры человеческой психики, похожие на «априорные социальные формы» психики человека. Эти социальные механизмы психики, в свою очередь, определяют характер «вышележащих» изменяющихся, диахронических психических процессов (соответственно, «речь» психики) человека (эмоциональных и когнитивных), определяют их характер как социальных процессов. В этом ключе интериоризация выступает «механизмом формирования механизма» (социального механизма психики человека).

Интериоризация не имеет преимущественного отношения к некоторому определённому психическому процессу (к памяти, восприятию и пр.), но в равной степени определяет социальные формы всех психических процессов. Результаты интериоризации относятся к восприятию специфической социокультурной информации (однако в данном случае они проявляются особенно наглядно): все, что воспринимается (и в широком, и в узком смысле данного понятия), человек воспринимает в социальных формах.

По итогам процессов интериоризации появляется особенность структуры психических процессов человека, за счёт которой их ход отличается от хода аналогичных процессов у животных.

Предпосылкой интериоризации служит несознаваемый внутренний план (у ребёнка в раннем онтогенезе). В итоге интериоризации данный внутренний план качественно изменяется, так как формируется план сознания.

В результате интериоризации формируется ряд устойчивых социальных структур психики, благодаря которым существует сознание. Кроме того, результатом интериоризации является и формирование, на основе сознания определённых детально описанных внутренних действий.

Интериоризация, с одной стороны, идёт лишь в процессе общения (очевидно, со взрослыми), с другой - в ходе перевода действия (которое может совершаться человеком, когда он совсем один) из внешнего плана во внутренний, умственный.

Связь общения и интериоризации

Между общением и интериоризацией существует тесная связь: при поэтапном формировании умственных действий в рамках общения тех, кто формирует и у кого формируют, интериоризация реально имеет место и при этом играет важнейшую роль в данном формировании. «Процесс формирования - это деятельность одного человека, именно того, у кого формируются умственные действия; индивидуальная его деятельность, а не его взаимодействие с „другим“. Этот „другой“ (формирующий) выступает одним из внешних элементов деятельности».

Л. С. Выготский пришёл к следующему выводу: формирование основных социальных структур сознания человека происходит в процессе общения. При этом основным моментом выступает формирование того, что называется символически-семиотической функцией психики, той функции, благодаря которой человек может воспринимать окружающий его мир в особом «квазиизмерении» системе значений и смысловом поле.

Символико-семиотическая функция создаётся в процессе интериоризации. Интериоризации подвергается система социальных отношений, в той степени, в какой она «записана», представлена в структуре общения между взрослым и ребёнком. Данная структура, выраженная в знаках, интериоризируется, «вращивается» и «переходит» внутрь психики ребёнка. Результатом интериоризации становится то, что структура психики ребёнка опосредствуется интериоризированными знаками и формируются базовые структуры сознания.

Интериоризированные знаки усваиваются лишь и исключительно в процессе общения. Тем не менее, онтогенез выступает определителем структуры. В структуре данных знаков отражается их происхождение.

И изначальная ситуация, структура которой интериоризируется, - это общение, и интериоризированная, внутренняя структура несёт в себе и в своих элементах свернутое общение, получившее название диалогизм.

Диалог как скрытый механизм психических функций играет огромную роль; общение или свернутый диалог, рассматриваются как «встроенные» в глубинные, интериоризированные структуры психики; кроме того, функция означивания имеет диалогическую структуру (то есть несёт в себеУправление знаниями свернутые отношения по типу субъект-субъект).

См. также

Управление знаниями

Интернализация знаний - процесс перевода знаний из явного в неявное состояние. Термин впервые описан Ikujiro Nonaka и Hirotaka Takeuchi в модели SECI .

Примечания

Напишите отзыв о статье "Интериоризация"

Отрывок, характеризующий Интериоризация

– А как звать?
– Петр Кириллович.
– Ну, Петр Кириллович, пойдем, мы тебя отведем. В совершенной темноте солдаты вместе с Пьером пошли к Можайску.
Уже петухи пели, когда они дошли до Можайска и стали подниматься на крутую городскую гору. Пьер шел вместе с солдатами, совершенно забыв, что его постоялый двор был внизу под горою и что он уже прошел его. Он бы не вспомнил этого (в таком он находился состоянии потерянности), ежели бы с ним не столкнулся на половине горы его берейтор, ходивший его отыскивать по городу и возвращавшийся назад к своему постоялому двору. Берейтор узнал Пьера по его шляпе, белевшей в темноте.
– Ваше сиятельство, – проговорил он, – а уж мы отчаялись. Что ж вы пешком? Куда же вы, пожалуйте!
– Ах да, – сказал Пьер.
Солдаты приостановились.
– Ну что, нашел своих? – сказал один из них.
– Ну, прощавай! Петр Кириллович, кажись? Прощавай, Петр Кириллович! – сказали другие голоса.
– Прощайте, – сказал Пьер и направился с своим берейтором к постоялому двору.
«Надо дать им!» – подумал Пьер, взявшись за карман. – «Нет, не надо», – сказал ему какой то голос.
В горницах постоялого двора не было места: все были заняты. Пьер прошел на двор и, укрывшись с головой, лег в свою коляску.

Едва Пьер прилег головой на подушку, как он почувствовал, что засыпает; но вдруг с ясностью почти действительности послышались бум, бум, бум выстрелов, послышались стоны, крики, шлепанье снарядов, запахло кровью и порохом, и чувство ужаса, страха смерти охватило его. Он испуганно открыл глаза и поднял голову из под шинели. Все было тихо на дворе. Только в воротах, разговаривая с дворником и шлепая по грязи, шел какой то денщик. Над головой Пьера, под темной изнанкой тесового навеса, встрепенулись голубки от движения, которое он сделал, приподнимаясь. По всему двору был разлит мирный, радостный для Пьера в эту минуту, крепкий запах постоялого двора, запах сена, навоза и дегтя. Между двумя черными навесами виднелось чистое звездное небо.
«Слава богу, что этого нет больше, – подумал Пьер, опять закрываясь с головой. – О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему! А они… они все время, до конца были тверды, спокойны… – подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты – те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они – эти странные, неведомые ему доселе они, ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей.
«Солдатом быть, просто солдатом! – думал Пьер, засыпая. – Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека? Одно время я мог быть этим. Я мог бежать от отца, как я хотел. Я мог еще после дуэли с Долоховым быть послан солдатом». И в воображении Пьера мелькнул обед в клубе, на котором он вызвал Долохова, и благодетель в Торжке. И вот Пьеру представляется торжественная столовая ложа. Ложа эта происходит в Английском клубе. И кто то знакомый, близкий, дорогой, сидит в конце стола. Да это он! Это благодетель. «Да ведь он умер? – подумал Пьер. – Да, умер; но я не знал, что он жив. И как мне жаль, что он умер, и как я рад, что он жив опять!» С одной стороны стола сидели Анатоль, Долохов, Несвицкий, Денисов и другие такие же (категория этих людей так же ясно была во сне определена в душе Пьера, как и категория тех людей, которых он называл они), и эти люди, Анатоль, Долохов громко кричали, пели; но из за их крика слышен был голос благодетеля, неумолкаемо говоривший, и звук его слов был так же значителен и непрерывен, как гул поля сраженья, но он был приятен и утешителен. Пьер не понимал того, что говорил благодетель, но он знал (категория мыслей так же ясна была во сне), что благодетель говорил о добре, о возможности быть тем, чем были они. И они со всех сторон, с своими простыми, добрыми, твердыми лицами, окружали благодетеля. Но они хотя и были добры, они не смотрели на Пьера, не знали его. Пьер захотел обратить на себя их внимание и сказать. Он привстал, но в то же мгновенье ноги его похолодели и обнажились.
Ему стало стыдно, и он рукой закрыл свои ноги, с которых действительно свалилась шинель. На мгновение Пьер, поправляя шинель, открыл глаза и увидал те же навесы, столбы, двор, но все это было теперь синевато, светло и подернуто блестками росы или мороза.
«Рассветает, – подумал Пьер. – Но это не то. Мне надо дослушать и понять слова благодетеля». Он опять укрылся шинелью, но ни столовой ложи, ни благодетеля уже не было. Были только мысли, ясно выражаемые словами, мысли, которые кто то говорил или сам передумывал Пьер.
Пьер, вспоминая потом эти мысли, несмотря на то, что они были вызваны впечатлениями этого дня, был убежден, что кто то вне его говорил их ему. Никогда, как ему казалось, он наяву не был в состоянии так думать и выражать свои мысли.
«Война есть наитруднейшее подчинение свободы человека законам бога, – говорил голос. – Простота есть покорность богу; от него не уйдешь. И они просты. Они, не говорят, но делают. Сказанное слово серебряное, а несказанное – золотое. Ничем не может владеть человек, пока он боится смерти. А кто не боится ее, тому принадлежит все. Ежели бы не было страдания, человек не знал бы границ себе, не знал бы себя самого. Самое трудное (продолжал во сне думать или слышать Пьер) состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего. Все соединить? – сказал себе Пьер. – Нет, не соединить. Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли – вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо! – с внутренним восторгом повторил себе Пьер, чувствуя, что этими именно, и только этими словами выражается то, что он хочет выразить, и разрешается весь мучащий его вопрос.
– Да, сопрягать надо, пора сопрягать.
– Запрягать надо, пора запрягать, ваше сиятельство! Ваше сиятельство, – повторил какой то голос, – запрягать надо, пора запрягать…
Это был голос берейтора, будившего Пьера. Солнце било прямо в лицо Пьера. Он взглянул на грязный постоялый двор, в середине которого у колодца солдаты поили худых лошадей, из которого в ворота выезжали подводы. Пьер с отвращением отвернулся и, закрыв глаза, поспешно повалился опять на сиденье коляски. «Нет, я не хочу этого, не хочу этого видеть и понимать, я хочу понять то, что открывалось мне во время сна. Еще одна секунда, и я все понял бы. Да что же мне делать? Сопрягать, но как сопрягать всё?» И Пьер с ужасом почувствовал, что все значение того, что он видел и думал во сне, было разрушено.
Берейтор, кучер и дворник рассказывали Пьеру, что приезжал офицер с известием, что французы подвинулись под Можайск и что наши уходят.
Пьер встал и, велев закладывать и догонять себя, пошел пешком через город.
Войска выходили и оставляли около десяти тысяч раненых. Раненые эти виднелись в дворах и в окнах домов и толпились на улицах. На улицах около телег, которые должны были увозить раненых, слышны были крики, ругательства и удары. Пьер отдал догнавшую его коляску знакомому раненому генералу и с ним вместе поехал до Москвы. Доро гой Пьер узнал про смерть своего шурина и про смерть князя Андрея.

Х
30 го числа Пьер вернулся в Москву. Почти у заставы ему встретился адъютант графа Растопчина.
– А мы вас везде ищем, – сказал адъютант. – Графу вас непременно нужно видеть. Он просит вас сейчас же приехать к нему по очень важному делу.
Пьер, не заезжая домой, взял извозчика и поехал к главнокомандующему.
Граф Растопчин только в это утро приехал в город с своей загородной дачи в Сокольниках. Прихожая и приемная в доме графа были полны чиновников, явившихся по требованию его или за приказаниями. Васильчиков и Платов уже виделись с графом и объяснили ему, что защищать Москву невозможно и что она будет сдана. Известия эти хотя и скрывались от жителей, но чиновники, начальники различных управлений знали, что Москва будет в руках неприятеля, так же, как и знал это граф Растопчин; и все они, чтобы сложить с себя ответственность, пришли к главнокомандующему с вопросами, как им поступать с вверенными им частями.

Культурное развитие можно определить как освоение индивидом всеобщих форм деятельности благодаря использованию особых психологических орудий - знаков, которые становятся средствами саморегуляции личности в процессе интериоризации.

Интериоризация - основной механизм психического развития человека: формирование внутренних структур человеческой психики в процессе усвоения индивидом социального опыта. Понятие интериоризации было введено и разрабатывалось французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже и др.), а также представителями психоанализа. Последние стремились показать, каким образом в онтогенезе под влиянием сложившейся структуры межличностных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется устойчивая структура интрапсихических связей - своеобразный «каркас» личности.

Интериоризацию следует отличать от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики какой-либо знаковой информации.

Интериоризация, происходящая в процессе усвоения общественного опыта, приводит не только к изменению содержания душевной жизни индивида, но и к появлению новых форм психической деятельности, из которых складываются высшие психические функции, отличающие человека от животных.

Л.С. Выготский полагал, что высшие психические функции складываются в онтогенезе путем интериоризации знаковых средств и межличностных отношений, что по своей природе и сути они являются интериоризованными отношениями.

Согласно Л.С. Выготскому, «первоначально всякая высшая функция была разделена между... двумя людьми, была взаимным психологическим процессом». Иными словами, психика человека диалогична по своей структуре и природе, она формируется и развивается в диалогическом пространстве культуры, в сфере социального взаимодействия и общения. Любая сложная специфически человеческая форма психической активности первоначально возникает как действие «для других» и лишь позднее становится действием для себя (например, первоначально ребенок использует речь как средство коммуникации / общения с другими людьми и лишь позднее осваивает внутреннюю, свернутую речь как средство самоконтроля и управления деятельностью).

В философской литературе экстериоризация рассматривается как психологический процесс, в результате которого внутренняя психическая жизнь человека получает внешне выраженную (знаковую и социальную) форму своего существования. Исследование данной категории в психологии зачастую связывается с исследованием творческой самореализации личности как культурного акта самоутверждения.

Существенное значение названному понятию было уделено Л.С. Выготским, по мнению которого человек овладевает собой (своим опытом) как одной из сил природы извне – при помощи особой техники знаков, создаваемой культурой, так что овладение тем или иным внутренним психологическим процессом предполагает его предварительную экстериоризацию «культурно-

историческую теорию поведения». Процесс экстериоризации – это самореализация как акт опредмечивания себя как личности в средства культуры. В целом же в психологической науке выделяется два вида самореализации как утверждения человеком себя – персонализация и культурализация. В аспекте настоящего исследования нас, прежде всего, интересует самореализация как культурализация, подробно представленная в исследованиях Л.Н. Когана, который называет реализацию сущностных сил человека в любом виде социальной деятельности культурной деятельностью, культура понимается при этом как мера и способ реализации сущностных сил личности.

Экстериоризация первична интериоризации в процессе формирования индивидуального опыта как психической функции. В экстериоризации личность занимает рефлексивную позицию по отношению к собственному опыту, отделяет себя как личность от опыта непосредственного восприятия и переживаний, порождает отношение к этому опыту, осмысляет и переосмысляет его и в этом процессе, порождает новый опыт, новое личностное знание. В этом смысле и процесс экстериоризации личностного опыта можно рассматривать, с одной стороны, как деятельность, в которой личность развивается, с другой – как творческую деятельность по преобразованию самой личности (самостроительство), субъектом которой, по сути своей, является сама личность. Экстериоризация личностного опыта – это не просто «припоминание», «воспроизведение» прошлого опыта как базового знания, как уровня актуального развития, это деятельность осмысления и переосмысления имеющегося содержания базовых знаний на основе объективации его элементов и составляющих. Более того, личность способна породить новые знания, явно не вытекающие из прошлого опыта.

Интериоризамция -- формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать, не мешая окружающим.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.

Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским.

По мнению Л. С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека.

В последующем интериоризация была изучена П. Я. Гальпериным как процесс и легла в основу планомерно-поэтапного формирования.

Понятие интериоризации является одним из ключевых в современной образовательной психологии США.

У Ф. Ницше было своеобразное понимание интериоризации. В своей работе Генеалогия морали (1887), он писал, что "Все инстинкты, которым не позволяется выходить наружу, проявляются внутри. Это именно то, что я называю интериоризацией».

Социальная ситуация развития - совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью. (Л. С. Выготский).

Новообразования - психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития. Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.

Ведущая деятельность - это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д. Б.).

Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А. Н. Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что в первую очередь именно в процессе ведущей деятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста. Но в пределах одной и той же деятельности, характерной для одного возраста, можно выделить различные этапы, причем развитие ребенка на каждом из них не одинаково. В процессе деятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх