Исследование творческого воображения по методике 3 слова. Методы и методики диагностики воображения

С.Ю. Лазарева рекомендует педагогическую оценку результатов творческой деятельности учащихся осуществлять с помощью шкалы «Фантазия», разработанной Г.С. Альтшуллером для оценки наличия фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения (шкала адаптирована к младшему школьному вопросу М.С. Гафитулиным, Т.А. Сидорчук) .

Шкала «Фантазия» включает пять показателей: новизну (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явление), незначительное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления)); убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью) .

Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий, способствующих развитию творчества в ребенке.

1. Методика «Вербальная фантазия» (речевое воображение).

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

скорость процессов воображения;

необычность, оригинальность образов воображения;

богатство фантазии;

глубина и проработанность (детализированность) образов; - впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов. 0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим способом.

Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. В том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-то видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла. Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее число названного превышает десять, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, на сколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

  • 0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект рассказа изображен весьма схематично.
  • 1 балл - если при описании центрального объекта его детализация умеренная.
  • 2 балла - если главный образ его рассказа расписан достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя.

  • 0 баллов - образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего.
  • 1 балл - образы рассказа вызывают некоторый интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает.
  • 2 балла - ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

Применяется для обследования лиц любого возраста.

Цель: определение уровня сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения и степени его стереотипности или оригинальности.

Материал и оборудование: три листа бумаги с изображениями; на первом – контур круга диаметром 2,5 см, на втором – контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см, на третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см карандаш и секундомер.

Описание. Данное исследование проводится как с одним испытуемым, так и с группой. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим. Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника, на третьем – квадрата. Время рисования на каждом этапе (60 с) экспериментатор определяет по секундомеру. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция. Используя изображенный на этом листе контур геометрической фигуры, нарисуйте что вы хотите. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура выбирайте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли вам задание? Какие чувства вы испытывали при его выполнении?»

Обработка результатов. Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов и представлений. Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по числу рисунков на один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким тогда, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, т. е. все рисунки – на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры. Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка выполнены на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение. Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения. Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим. К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты. Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик. Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак. Рисунок с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням. Высокая степень стереотипности констатируется в том случае, если все рисунки выполнены на типичный сюжет. Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Интерпретация результатов. Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования. Для этого используют данные самоотчета. В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых не обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т. п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица гуманитарной направленности любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо определить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества, и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

Методика исследования творческого воображения

Цель: оценка особенностей творческого воображения.

Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

Описание. Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки можно раздать в конвертах или положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. При тестировании группы каждому даются одинаковые бланки для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 мин составить из трех слов как можно большее количество предложений.

Инструкция. Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Закандиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!»

Интерпретация результатов. Показателями творчества в данном исследовании являются:

Величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;

Сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 10 мин.

Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.

Шкала оценки творчества

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются в 1/2 начального балла.

Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений – б баллов. Эта оценка свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества, либо намерение испытуемого действовать по аналогии и тем озадачить исследователя.

Второй показатель – это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов только тогда, когда сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того больше и продуктивность творческой деятельности.

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ

Эмоции и чувства – это переживание человеком своего отношения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыслит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти отношения переживаются как приятное (удовольствие) или неприятное (неудовольствие). Источниками эмоций и чувств являются объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением мотивов деятельности меняется и отношение к предмету потребности. Чувства и эмоции – два разных, хотя и взаимосвязанных, явления эмоциональной сферы личности.

Эмоция – непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т. д.). Эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции в определенной мере обусловлены уровнем общественного развития. Человек удовлетворяет свои потребности, учитывая их уместность и имеющиеся возможности. Проявляясь как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Так, первое впечатление от знакомства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, это непосредственная реакция на какие-то его внешние проявления.

Чувство – это постоянное, устоявшееся отношение человека (чувство патриотизма, коллективизма, долга, совести, стыда, гордости, любовь к труду), сложная форма отражения. В ней обобщаются эмоциональное отражение и понятия. Чувства свойственны только человеку; они социально обусловлены. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании.

Эмоции и чувства выполняют сигнальную и регулятивную функции.

Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек.

Регулятивная функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, они трансформируются в такие процессы, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Например, плач обычно продолжается не более 15 мин. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы снять избыток напряжения. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление.

Эмоции и чувства имеют качественные характеристики, отличающие их от других психических явлений: фазность, полярность, выражение отношения личности к объекту ее чувств.

Фазность характеризует эмоции и чувства с процессуальной стороны. Это проявляется в нарастающем напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать по мере изменения внешних обстоятельств. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность или проявляться в скованности действий, мыслей, поступков человека. Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение или полная обессиленность.

Полярность – это противоположность переживаемых чувств. Например: радость – печаль, удовольствие – страдание, любовь – ненависть.

Выражение отношения к объекту проявляется в положительном, отрицательном или неопределенном (ориентированном) переживании. Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникает положительное эмоциональное переживание. Если же что-то препятствует удовлетворению потребности или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам. Неопределенное (ориентированное) эмоциональное переживание возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с окружающим миром или при знакомстве с неизвестными прежде предметами деятельности. Это состояние не является длительным или устойчивым. Оно снимается изменением ситуации, переходя в положительную или отрицательную эмоцию.

В зависимости от того, какое состояние – активное или пассивное – вызывают эмоции, повышают или уменьшают они жизнедеятельность человека, различают стенические (от гр. stheneia – сила) и астенические (astheneia – слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение и бодрость. К ним относятся радость, возбуждение, гнев, ненависть и т. д. Астенические эмоции (печаль, тоска, уныние, подавленность) уменьшают активность, энергию, жизнедеятельность человека. Индивидуальные различия в проявлении эмоций в значительной степени зависят от волевых качеств личности. Волевой человек всегда стремится овладеть своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием.

Различают две пары наиболее простых эмоциональных переживаний: удовольствие – неудовольствие; напряжение – разрешение.

Эмоции удовольствия или неудовольствия биологически развивались как отражение связи организма с внешней средой и установление в процессе этой все более усложняющейся связи требований, предъявляемых организмом к среде. Удовлетворение этих требований отражается как удовольствие, а неудовлетворение – как неудовольствие. В основе простейших эмоций удовольствия (приятного) или неудовольствия (неприятного) лежат безусловные рефлексы. Более сложные переживания «приятного» и «неприятного» развиваются у человека по механизму условных рефлексов, т. е. уже как чувства. Эмоции удовольствия и неудовольствия, сопровождающие выполнение какого-либо действия, играют важную роль в превращении его в привычку. При этом надо учитывать, что эмоциональная память лучше сохраняет переживание, удовольствия, и поэтому поощрение – более сильное воспитательное средство, чем наказание.

Эмоция напряжения всегда связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Чем сложнее создаваемая или ломаемая система условных рефлексов, тем большим напряжением сопровождается этот процесс. Завершение его переживается как эмоция разрешения (облегчения).

Чувства классифицируют по содержанию и по силе стремления к объекту.

1. По содержанию их подразделяют на моральные, интеллектуальные, эстетические. Моральные, или нравственные, чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному. К ним относится чувство симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, долга и совести, обусловленные мировоззрением – системой взглядов и убеждений человека. Они порождаются человеческими отношениями и регулирующими их этическими нормами.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это радость поиска при решении какой-нибудь проблемы или тяжелое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить ее. К интеллектуальным чувствам относятся также любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильном решении задачи и сомнение при неудаче, чувство нового.

Эстетические чувства – это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, подлости; чувство трагического и комического.

2. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения. Страстями называют сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие энергию, направленную на достижение единственной цели или предмета. Предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека, определенные вещи, лица другого пола. Основным признаком страстей является их действенность, единство волевых и эмоциональных компонентов. Страсть всегда побуждают людей к активной деятельности, через которую она удовлетворяется и на основе которой развивается. Страсти характеризуются стойкостью, длительностью времени, в течение которого они проявляются и владеют человеком. Увлечение отличается от страсти переменчивостью и тем, что оно органически не связано с основными жизненными установками личности. Увлекаются чаще всего люди импульсивные, легко возбудимые, эмоциональные. Увлечение может перерасти в страсть.

Выделяют эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности. К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность, эмоциональная устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Они обусловлены типом нервной деятельности. При наблюдении удается уловить силу, темп и ритм эмоциональных реакций. Выраженность эмоциональных особенностей колеблется от легкой эмоциональной возбудимости до эмоциональной инертности, от импульсивности и эффективности до сдержанности. К эмоциональным свойствам относятся впечатлительность и отзывчивость.

Формирующаяся в процессе жизни система чувств и типичные эмоциональные состояния – настроения, аффекты, напряженность и фрустрация – составляют эмоциональную сторону личности.

Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, в течение некоторого времени захватывающее всю личность и отражающееся на деятельности и поведении человека. Одно настроение может сохраняться недели, а иногда и месяцы. Настроение может быть стеническим (активным) или астеническим (пассивным, ригидным). Вызывается оно различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины, обусловившие настроение, человек осознает не всегда. Настроение может передаваться от одного человека к другому в процессе общения. Этот процесс называется «заражением».

Аффект – наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию, протекающая стремительно и бурно. Есть специальные оттенки для обозначения бурных и сильных степеней проявления эмоций: радость – восторг, страх – ужас, горе – отчаяние, гнев – ярость. Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие. Более склонны к аффектам лица с неуравновешенным типом нервной системы, с преобладанием возбуждения. В состоянии аффекта суживается объем сознания – оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием. Физиологическая особенность аффекта – освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры, что проявляется в яркости внешних проявлений переживаемого.

У подростков аффекты проявляются обычно чаще, чем у взрослых, так как процессы торможения выражены у них еще недостаточно. Однако следует подчеркнуть, что сдержаться, не потерять власть над собой на первой стадии аффекта может каждый человек, в том числе и подросток. На дальнейших стадиях осуществлять волевой контроль гораздо труднее. Поэтому важно вовремя сдержать развитие аффекта.

Напряженность – это психическое состояние, вызванное неординарными для данной личности условиями, которое проявляется в скованности движений и неуверенности при выполнении новых действий, грозящих какой-либо опасностью. По степени выраженности различают следующие уровни напряженности:

Незначительная, быстро исчезающая напряженность;

Выраженная напряженность, появившаяся после какого-либо события;

длительная, резко выраженная напряженность, практически неисчезающая, несмотря на принятые активные меры.

Фрустрация – состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели. Это состояние дезорганизации сознания и деятельности, вызванное объективно непреодолимыми или переживаемыми препятствиями на пути к желаемой цели.

В состоянии фрустрации человек практически всегда находится в негативном состоянии, которое вызывается мыслью: «Я хочу, но не могу». У него имеются потребности, желания, которые не могут быть реализованы, а намерения блокированы. Чем сильнее выражены потребности и желания, чем более значимы цели и чем существеннее препятствия на пути их реализации, тем большее эмоциональное напряжение испытывает человек. Состояние фрустрации негативно влияет на жизнедеятельность организма, постепенно подтачивает его силы, ослабляет нервную систему. Устранение фрустрирующих обстоятельств обычно снимает нервное напряжение.

Методика изучения эмоций

Применяется для обследования подростков и взрослых.

Цель: изучение дифференциации эмоций, определение доминирующего эмоционального состояния.

Описание. Для определения эмоционального состояния используется специальная шкала.

Диагностика воображения младших школьников.

    Методика «Где чье место?»

Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок:

Отдельно вырезаются кружки-вставки:

Инструкция: « Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».

Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Первый уровень : дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там.

Второй уровень : особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать. «В прошлом году на даче я как кошка залезла на дерево (помещает кошку на папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться(ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п.

Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги.

2. Методика « Придумай рассказ»

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком -либо или о чем - либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Оценка результатов

Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1. Скорость придумывания рассказа.

2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа.

3. Разнообразие образов, используемых в рассказе.

4. Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше.

По скорости придумывания рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.

По критерию «разнообразие образов , используемых в рассказе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например, только о единственном персонаже (событий, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл. Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла.

Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов. Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл. Наконец, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку - 2 балла.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

3. Методика «Нарисуй что- нибудь»

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка результатов

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно

оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны де тали.

0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

5-7 баллов - средний.

3-4 балла - низкий.

0-2 балла - очень низкий.

4. Методика «Придумай игру»

Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую -либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Оценка результатов

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему - постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:

1. Оригинальность и новизна.

2. Продуманность условий.

3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

4. Наличие в игре определенных правил.

5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно). 1 балл - наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла - присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная ребенком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов - низкий.

0-3 балла - очень низкий.

5. Методика «Вербальная фантазия»

(речевое воображение)

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

Скорость.

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует.

1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо.

2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов.

Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл.

Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов расценивается следующим способом.

Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого -то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов.

Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл.

Наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.

Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла.

Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл.

Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т.п.), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект его рассказа изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов.

1 балл ставится в том случае, если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная.

2 балла по глубине и проработанности образов ребенок получает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов оценивается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя.

Если образы, использованные ребенком в его рассказе, мало интересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивается в 0 баллов.

Если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу.

И, наконец, если ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п., то впечатлительность рассказа ребенка оценивается по высшему баллу - 2.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

Для того чтобы в ходе прослушивания рассказа ребенка экспериментатору было легче фиксировать и далее анализировать продукты его воображения по всем перечисленным выше параметрам, рекомендуется пользоваться схемой, представленной в таблице. Ее надо готовить заранее, до начала проведения обследования.

Таблица. Схема протокола к методике «Вербальная фантазия»

Оцениваемые параметры

воображения ребёнка

По ходу рассказа ребенка в нужной графе этой таблицы крестиком отмечаются оценки фантазии ребенка в баллах.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

6. Методика «Рисунок»

В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую -нибудь картину. На это отводится 5 мин.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производятся таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

7. Методика «Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую -либо поделку, вылепив ее из пластилина.Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух -трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Комментарии к методике психодиагностики воображения. Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно -образному и словесно -логическому.

Выводы об уровне развития

Оценка в 10 баллов свидетельствует о наличии у ребенка задатков к тому виду деятельности, для которого существенно развитие соответствующего вида воображения. Такой ребенок, безусловно, готов к обучению в школе по тестируемому признаку.

Оценка, находящаяся в пределах от 8 до 9 баллов, говорит о том, что ребенок вполне готов к обучению в школе.

Оценка в интервале от 6 до 7 баллов является признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.

Оценка в 4-5 баллов говорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.

Оценка, равная 3 и меньше баллам, чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе.

8. Исследование индивидуальных особенностей воображения

Цель исследования : определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование : три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому : "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: "Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?"

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения

Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений

Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение.

Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения

Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим.

К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.

Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.

Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.

Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.

Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.

Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Методика "Дорисовывание фигур"

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Анализ результатов

Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.

В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых на обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет и рекомендует им обратиться сначала в психологическую службу вуза для специального психодиагностического исследования. Но при этом нужно воспользоваться каким-то предлогом, чтобы не травмировать психику студента предполагаемым диагнозом.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

9. Исследование творческого воображения

Цель исследования: дать оценку особенностям творческого воображения.

Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них тремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

Процедура исследования. Данное исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы.

Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки могут быть розданы в конвертах или положены на стол перед испытуемым обратной стороной, чтобы до инструкции они не читали напечатанные на них слова. При тестировании группы даются одинаковые бланки каждому для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 минут составить из трех слов как можно большее количество предложений.

Инструкция испытуемому : "Прочитайте слова, написанные на бланке и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу Вам отводится 10 минут. Если все понятно, тогда начинаем!"

В процессе исследования экспериментатор фиксирует время и попрошествии 10 минут дает команду: "Стоп! Работу прекратить!"

Обработка и анализ результатов. Показателями творчества в данном исследовании являются:

    величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;

    сумма баллов за все придуманные испытуемым в течение 10 минут предложения.

Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.

Шкалы оценки творчеств

Характеристика составленного предложения

Оценка предложения в баллах

В предложении использованы все три слова в остроумной и оригинальной комбинации.

В предложении использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации.

В предложении использованы все три слова в обычной комбинации.

Заданные три слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации.

Правильно использованы лишь два слова, а третье использовано с натяжкой в силу чисто словесной связи.

Правильно использованы только два слова, а третье искусственно введено в предложение.

Задача правильно понята испытуемым, но он дает формальное объединение всех трех слов или использует их с искажениями.

Предложение представляет собой бессмысленное объединение всех трех слов.

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все после дующие предложения этого типа оцениваются половиной начального балла.

При подсчете баллы удобнее заносить в таблицу результатов.

Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений. Эта оценка не превышает 6 и свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества либо намерение испытуемого действовать алогично и тем озадачить исследователя.

Таблица результатов.

№ предложения

Второй показатель – это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов, только если сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того, следовательно, больше продуктивность творческой деятельности.

Творческое воображение предполагает создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов. В данном случае – это создание предложений без заданного образца. Студенты филологии и студенты естественных факультетов различаются опытом работы с лингвистическим материалом, что важно учитывать. Кроме того, получаемый показатель творчества свидетельствует о субъективной новизне результатов, если они новы или оригинальны для самого испытуемого.

Методика 8. «Придумай рассказ»

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Оценка результатов

Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1. Скорость придумывания рассказа.

2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа.

3. Разнообразие образов, используемых в рассказе.

4. Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.

По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.

По критерию «разнообразие образов, используемых в рассказе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например только о единственном персонаже (событии, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречается два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеется четыре и более персонажа (вещи, события), которые в свою очередь характеризуются рассказчиком с разных сторон.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т. п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл. Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла.

Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов. Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл. Наконец, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку - 2 балла.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2 -3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика 9. «Нарисуй что-нибудь»

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка результатов

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

5-7 баллов - средний.

3-4 балла - низкий.

0-2 балла - очень низкий.

Методика 10. «Придумай игру»

Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора;

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Оценка результатов

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему - постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:

1. Оригинальность н новизна.

2. Продуманность условий.

3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

4. Наличие в игре определенных правил.

5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно). 1 балл - наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла - присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная ребенком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

6-7 баллов - средний.

4 -5 баллов - низкий.

0-3 балла - очень низкий.

Методы диагностики памяти

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух - основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Методика 11. «Узнай фигуры»

Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В Методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис. 21, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем за 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8 -9 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 45 сек до 50 сек.

6 -7 баллов - ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 сек до 60 сек.

4-5 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 60 сек до 70 сек.

2-3 балла - ребенок решил все задачи за время от 70 сек до 80 сек.

0-1 балл - ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика 12. «Запомни рисунки»

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 22 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 22 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 22 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку - рис. 22 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем за 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок узнал на картинке 22 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 22 А, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов - ребенок узнал на картинке 22 Б 7-8 изображений за время от 45 сек до 55 сек.

6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 сек до 65 сек.

4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 сек до 75 сек.

2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 сек до 85 сек.

0-1 балл - ребенок не узнал на картинке 22 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика 13. «Запомни цифры»

Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово «повтори».

Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 23 А, с интервалом в 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. 23 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке - убывающем (рис. 24 А, Б).

В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.

8-9 баллов - ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.

6-7 баллов - ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5-6 цифр.

4-5 баллов - ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.

2-3 балла - ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.

0 -1 балл - ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методы диагностики памяти

Методика 14. «Выучи слова»

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (рис. 25), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Рис. 25. График заучивания ряда слов от попытки к попытке в методике «Выучи слова».

Оценка результатов

10 фаллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-1 слов.

6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.


Похожая информация.


4.2 Диагностическая методика творческого воображения подростка

Цель: оценка особенностей творческого воображения.

Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

Описание. Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия - обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки можно раздать в конвертах или положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. При тестировании группы каждому даются одинаковые бланки для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 мин составить из трех слов как можно большее количество предложений.

Инструкция. Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Заканчиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!»

Интерпретация результатов. Показателями творчества в данном исследовании являются:

* величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;

* сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 10 мин.

Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.

Шкала оценки творчества

Характеристика составленного предложения

Оценка предложения (балл)

В предложении использованы все три слова в остроумной и оригинальной комбинации

В предложении использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации

В предложении использованы все три слова в обычной комбинации

Заданные три слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации

Правильно использованы лишь два слова, а третье использовано с натяжкой, в силу чисто словесной связи

Правильно использованы лишь два слова, а третье искусственно введено в предложение

Задача правильно понята испытуемым, но он дает формальное объединение всех трех слов или использует их с искажениями

Предложение представляет собой бессмысленное объединение все трех слов

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются в 1/2 начального балла.

Качественная характеристика творческого воображения, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений - б баллов. Эта оценка свидетельствует о развитом воображении или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества, либо намерение испытуемого действовать по аналогии и тем озадачить исследователя.

Второй показатель - это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов только тогда, когда сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того больше и продуктивность творческого воображения.

Влияние музыкального сопровождения на развитие речевого творчества детей среднего дошкольного возраста

Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. В самом начале этого процесса стоят всегда восприятие внешнее и внутреннее, составляющие основу опыта дошкольника. Что ребенок видит и слышит, является, таким образом...

Методика развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сказки

1.3.1 Методики развития творческого воображения На сегодняшний день существует множество методик развития воображения, в их основании лежат работа с рисунками, игры, сочинение сказочных историй, решение проблемных вопросов...

Работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников

Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах можно представить и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то...

Развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте

Вторым направлением формирования творческих способностей дошко-льников развитие воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жиз-нен-ного опыта (впечатлений, представлений, знаний...

Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности

Для того чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека. Мы уже говорили...

Развитие творческих способностей умственно отсталых детей в ходе кружковой работы

Как известно, универсального метода не существует. Все методы используются в определенном сочетании, композиции...

Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его пробуждать в наши дни. Большинство научных деятелей, изучающих феномен воображения придерживаются...

Развитие творческого воображения в процессе работы над сказками

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости...

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках английского языка

"Все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанном на этом воображении". Эта мысль Л.С. Выготского и сейчас...

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства

В воображении детей младшего школьного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем...

Развитие трудовой деятельности дошкольника

Урунтаева Галина Анатольевна - доктор психологических наук. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Старший преподаватель, доцент, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии (1992-1995)...

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх